Неуправляемость современных детей стала нормой, агрессивный поступок в их среде приравнивается к подвигу, хамское отношение к педагогам становится повсеместным. Откуда это взялось и как мы к этому пришли? Что творится с институтом семьи и почему школа задыхается от обилия взваленной на нее работы?
Понять гавроша

Молоденькая учительница объясняет классу новую тему урока. Над головами детей иногда пролетает сокс – модное увлечение местных подростков. За задней партой мальчишки пинают друг друга ногами. Кто-то не стесняясь разговаривает с соседом по парте. Учительницу слушает едва ли половина класса, но это уже достижение. «Купцы князю челом били…», – произносит учительница. «Что? – Подскакивает на месте маленький юркий мальчишка с остреньким личиком, – чле…?» Класс взрывается дурным смехом. Урок сорван и развивается уже по непредсказуемому сценарию. Подобная ситуация известна, наверное, всем преподавателям…
«Сегодня привыкли обвинять во всем семью, правда, за произносимыми словами обычно не следуют действия, – считает школьный психолог Елена Х. – Что нужно сделать, чтобы семья вновь стала здоровой? А может, корень несчастья кроется значительно глубже? Исходя из собственных наблюдений, считаю, что сейчас в школу приходят значительно ослабленные дети. Почему? Во-первых, матерями все чаще становятся девушки, абсолютно не готовые к этой роли – ни физически, ни психологически, часто попавшие в тяжелый жизненный период. Во-вторых, у нас сильно хромает родовспоможение. Из бесед с родителями я выяснила, что только в Ейске у пятидесяти процентов женщин при вынашивании возникали проблемы, трудности, что влечет за собой либо недоношенность, либо какие-то патологии. Увеличилось число кесаревых сечений. При таком появлении на свет у ребенка возникает декомпрессия – как у водолаза, который не постепенно поднимается на поверхность, а резко, неожиданно. В-третьих, большое число детей страдает нарушением синхронной работы полушарий головного мозга. В-четвертых, неблагополучие: курящие, плохо питающиеся матери, плохие условия проживания, нежелательность детей – а ведь плод чувствует отношение к себе родителей. Все вышеперечисленное сказывается не только на здоровье, но и на характере ребенка. Отсутствует культура семьи. Молодые родители сегодня педагогически неграмотны, инфантильны, часто до последнего сидят на шее у родителей, по-прежнему живут только для себя. Между прочим, агрессия в ребенке и накапливается оттого, что он не нужен в семье, на него не обращают внимания. Родители сдают свое чадо в детский сад или в школу, как в камеру хранения, часто интересуясь его делами лишь к концу учебной четверти. Каждый из так называемых «трудных» детей – несчастный ребенок с проблемой в семье. Но вот в школах почему-то сократили до минимума людей, которые должны помогать в таких случаях: психологов, логопедов, социальных педагогов. Кстати, сегодняшних детей я часто сравниваю с детьми-гаврошами французской революции – переломный период в истории народа больнее всего бьет по детству».
Авторитеты
«А что я могу сделать? Он и меня не слушает», – неожиданно ударяется в слезы молодая мамаша на школьном совете профилактики. Такие признания слышатся все чаще. Дети вызывающе ведут себя не только в школе, но и дома, абсолютно не желая реагировать на замечания и даже огрызаясь на них…
«Сегодняшние дети – это дети, родившиеся на сломе эпохи, и мы не готовы к их восприятию, – считает преподаватель Алена Ж. – Как правило, и родители, и учителя относятся к ним, исходя из опыта советской школы, рассчитанной на среднего ученика: авторитарно. В большинстве случаев моделируется ситуация: «ребенок должен подчиняться». Но он ничего не должен. Он вырос в другом обществе, он не готов и не может подчиняться. Каждый из них – личность, но, к сожалению, папам и мамам всегда некогда копаться в том, какие тараканы бегают в голове их чада. Я обращаюсь ко всем родителям: как давно вы разговаривали со своим ребенком на отвлеченные темы? Задумайтесь, что видит ребенок в семье? То, что родители вынуждены крутиться, как белка в колесе. Постепенно у него появляется отношение к родителям как к неудачникам, у него вырабатывается стереотип: «Я не хочу жить так!» А какое может быть подчинение тому, кто не является авторитетом? В результате – конфликт с родителями, со школой, с обществом вообще. Целое поколение выросло на неправильных ценностях: «Круче тот, кто ездит на дорогой машине» и т.д. Какие письма дети пишут Деду Морозу? Они не просят здоровья маме, а требуют компьютер или новый мобильник. Всегда считала, что если не можешь быть своему ребенку материальным авторитетом, стань духовным. Он ведь воспитывается ежесекундно, пока находится с вами. И потому нельзя учить чистоте и при этом самому бросать бумажки на пол. Какие могут развиться уважение к школе и патриотизм, когда родители за кухонным столом каждый день хают учителей, страну, правительство, проповедуя своим детям, сами того не желая, неправильные ценности? Откуда у нас поколение алкоголиков? При детях пьют, в пять лет наливают им пиво. Работает эффект бессознательного воспитания, когда все, что вы ни скажете, ни сделаете, отложится у ребенка в голове».
Безотцовщина
«Почему «двойка»? – Искренне удивляется мамаша, узнав, что получил ее сын за сочинение. – Ему ведь учитель-словесник сочинял». Ну а что ее разгильдяя не хватило даже на то, чтобы правильно переписать сочиненное профессионалом – до этого ей нет дела. Отношение к учебе сегодня сложилось такое же, как и к любому делу – «галочное». Не ради результата…
«Неважно, из какой семьи вышел ребенок – крестьянской, интеллигентской или рабочей, – считает заместитель директора школы по воспитательной работе Наталья Х. – Если в семье культивируется уважение к учебе, к учителю, то оно будет и у ребенка. Но в том-то и проблема, что учителя сейчас могут «послать» как родитель, так и ученик. Ребенок – лицо семьи, но самое страшное это то, что семья как ячейка общества деградировала и развалилась. Из восьмисот с небольшим детей нашей школы, около пятисот живут в неполных семьях, т.е. без отцов, иногда – с отчимами. А ведь неполная семья – это социально опасная семья. Но, к сожалению, государство не хочет разобраться в корнях болезни нашего общества. Всю работу по воспитанию предпочитают сваливать на педагогов. Оздоровлением теперь занимается школа, занятие ребенка в вечернее время – опять школа, на каникулах – тоже школа. А где же семья? Школа ведь может только подкорректировать то, что закладывается дома! Но достучаться до матерей мы не можем и заставить их приходить в школу получается не всегда. Привыкли. Их приучили, что с семьи нет спроса. Пока государство не возьмется за эту проблему жестко, пока не протянет руку папе и маме, мы будем продолжать погружаться».
Немного о жертвенности
У социальной болезни много причин. Это и неблагополучное воздействие окружающего мира, и недостаточное медицинское обслуживание, и забвение семейных ценностей, и финансовое неблагополучие, но едва ли не главная – неверное отношение к семье и школе, установившееся в обществе. Вспомним, что эмблемой всероссийского конкурса «Учитель года» является пеликан – птица, которая согласно легенде собственным телом вскормила своих птенцов. Учителя готовы жертвовать, да и жертвуют собой, своим временем, своей семьей. Уже сегодня их, вопреки законам, заставляют поступаться своим вечерним временем, выходными днями и отпусками. Но хватит ли крови пеликану, чтобы выкормить всех птенцов?
Игорь МАЛАХОВ.