На кухаривской мототрассе давно не видали такого скопления спортсменов. Для участия в открытых первенстве и чемпионате Краснодарского края по мотоциклетному спорту приехали команды из десяти российских регионов. И не только из ближайших к нам Ростова и Ставрополя. Прибыли гонщики пензенские, курганские, московские и даже красноярские.

Оказалось, что мототрассе все возрасты покорны. Самым юным участником соревнований стал шестилетний Вячеслав Авраменко, самым старшим – шестидесятипятилетний Николай Керяев. Но бывалые спортсмены знают и гонщиков, которым за семьдесят.

«На кухаривской трассе выросли десятки спортсменов. Хорошо, что её удалось сохранить, – сказал председатель федерации мотоциклетного спорта Краснодарского края Александр Джеус. И уточнил: – В крае всего в десяти районах мототрассы сохранились в целости». Опытный спортсмен Александр Джеус не упустил случая блеснуть на трассе, заняв первое место в классе В категории «Мастер». В этой же категории в классе А лучшим стал ейчанин Андрей Буряченко. Его сыновья Вадим и Андрей выступали в детских заездах и оба вошли в десятку лучших. Вообще ейским любителям мотоспорта приходится туговато. Если мототрасса есть, то действующего клуба, в котором можно было бы заниматься под руководством опытного тренера, нет. Приходится проходить всё путём проб и ошибок. «Но мы начинаем задумываться над созданием собственного мотоклуба», – намекает руководитель ейской автошколы ДОСААФ Валерий Лайтер. А настоящий профессионализм на кухаривской трассе показал гонщик из Туапсинского района Евгений Михайлов. Чемпион Европы, он далеко позади оставил своих соперников в «классе-250».

Зрелищными были и детские выступления. Забавно, конечно, выглядели самые младшие спортсмены, выступавшие в «классе-65» (до 11 лет). Маленькие человечки в красочных шлемах, закованные в защиту гонщика, были не выше своих железных коней. Но воли к победе у них оказалась не меньше, чем у взрослых. Может, даже и больше. Первые большие соревнования, азарт юности… А это ощущение, когда тебе всего десять лет, а под тобой резвый мотоцикл, и тебе, поднимая клубы пыли, удаётся вырваться вперёд, обогнав всех сверстников… Наверное, здорово. Один такой мальчишка, несущийся впереди всех и лихо бравший все препятствия, вдруг не вписался в крутой поворот и полетел на землю. Пока поднимался и вновь трогался с места, соперники ушли далеко вперёд. Наверное, обидно. Чуть позже на этом же повороте на землю летит ещё один мальчишка.

Его заботливо выводят с трассы. Ногу юного гонщика осматривает врач. Ничего серьёзного не случилось, но в гонке сегодня этот парнишка больше участвовать не будет. В спорте случается и такое.

«Кухаривскую трассу можно назвать идеальной для проведения соревнований подобного уровня, – говорит председатель исполкома мотоциклетной федерации Краснодарского края Борис Суслонов. – Тысяча восемьсот метров, все препятствия тщательно продуманы. Вообще средняя скорость на трассе должна быть шестьдесят пять километров в час. Спортсмен может ехать и больше, на то он и гонщик. Но если у него это получается, федерация должна попросить устроителей трассы усложнить препятствия или увеличить их число. Их ведь десятки видов: волны, столы, запрыжки…» Суслонов знает, о чём говорит. В молодости он сам активно выступал на мототрассах, был неоднократным чемпионом края. Более двадцати лет тренировал гонщиков. И сейчас в Кухаривку приехали выступать его воспитанники. К примеру, чемпион СССР Александр Маркувенас.

Мотоциклетный спорт нельзя назвать дешёвым видом спорта. Ездить здесь можно только на специальных кроссовых мотоциклах. В России они не производятся. Самые популярные – японские «Ямахи», «Хонды», «Сузуки» и «Кавасаки», а также австрийский КТМ. Последний тренеры больше рекомендуют потому, что к нему легче достать запчасти. Вообще же каждый гонщик выбирает удобный мотоцикл, что называется, «под себя». Стоимость самого маломощного железного коня (двигатель в семнадцать лошадиных сил, шесть передач), предназначенного для маленького спортсмена, колеблется от 130 до 180 тысяч рублей. А ещё – затраты на обслуживание мотоцикла, оснащение гонщика, дорога к соревнованиям (вспомните красноярцев). И тем не менее, мотоспорт популярен. И желающие заниматься им есть. Это значит, кухаривский мотопраздник – с клубами пыли и рёвом моторов – повторится ещё не раз.

Игорь МАЛАХОВ.