Сегодня панические настроения, появившиеся в обществе раньше, чем экономический кризис начал реально ощущаться, немного пошли на спад. Тем не менее, аналитики делают диаметрально противоположные прогнозы. Одни склонны к шапкозакидательским настроениям, мол, трудности на Западе России пойдут только на пользу. Другие готовы кричать: «Шеф, усе пропало!»
События последних месяцев показывают, что точно так же ведут себя и простые обыватели. Работодатели минимизируют затраты, «под шумок» избавляются от части сотрудников. Или наоборот, ищут более квалифицированных работников, готовых получать меньшую, но стабильную зарплату. После того, как пособие по безработице выросло почти до 5 тыс. руб., часть ейчан рассудили, что жить на иждивении государства и выгодно, и проще. Кто-то активно ищет новые пути, а кто решил переждать неблагоприятную ситуацию, исходя из правила: «проблемы решаются по мере их поступления».

За несколько лет относительной стабильности мы «подсели» на кредиты, привыкли к сравнительно невысокой инфляции, социальным гарантиям со стороны государства. Наметилась грустная тенденция, заключающаяся в том, что люди не готовы меняться, приспосабливаться к изменившейся ситуации. Образование, полученное 10-20, а то и больше лет назад, кажется всеобъемлющим, уверенное пользование компьютером – излишней роскошью, забавой для молодого поколения. Освоенные в офисе или на производстве элементарные навыки, безусловно, дают заработать на кусок хлеба, но масла к нему не обещают.
«Зачем мне учиться? Я и так знаю, как мне работать!». «Зачем я буду учить сотрудников, тратить свои деньги, а потом они от меня уйдут?». «Пусть молодые учатся – им делать нечего!». «У меня высшее образование и мне переучиваться на администратора гостиницы? Да никогда!». Эти фразы чаще всего звучат в кабинете руководителя «Центра делового образования» Ольги Степановой. Менее года назад он был создан при Ейской межрайонной торгово-промышленной палате. За то время выпущено несколько групп, прошедших обучение по программе «Основы предпринимательской деятельности», группы продавцов-кассиров, а также специалистов по гостиничному бизнесу, агентов по работе с недвижимостью.
– Центр занятости направляет к нам желающих организовать свое дело. Они учатся бесплатно, и даже получают от государства стипендию. На первом этапе становления бизнеса психологи, экономисты, налоговики, юристы дают бесплатные консультации, – говорит Ольга Степанова.
Муниципалитет тоже заинтересован в повышении квалификации персонала, работающего в курортной сфере. Правда, люди не спешат обзаводиться дополнительной «корочкой», полагая, что нужную профессию можно освоить и «по ходу дела».
– Первую группу продавцов мы набирали осенью прошлого года. Дело шло с большим скрипом, давали объявление по громкой связи на городских рынках, результат оказался нулевой, – рассказывает Ольга Федоровна. – Даже сейчас, когда появилась возможность бесплатно или за небольшие деньги получить новую профессию, повышение своего статуса на рынке труда ейчан мало привлекает.
Но появились и те, кто готов использовать предоставившуюся возможность по полной программе. Владельцы мини-гостиниц хотят знать элементарные правила обслуживания клиентов. Например, как часто постояльцам необходимо менять постельное белье. В начале обучения группа агентов по работе с недвижимостью поставила условие – полученных знаний должно хватить для вступления в российскую гильдию риэлтеров. После посещения курсов будущие бизнесмены уже не хотят заниматься только торговлей. Так появляются проекты по организации парикмахерской, мини-типографии и другие. Не без гордости Ольга Степанова заявляет, что пожелания учеников для нее закон. Еще большая радость, когда люди растут по служебной лестнице, находят себя в новом деле.
Сусанна Сомова.