С недавних пор Краснодарский край больше не самый южный регион России. После включения Крыма в состав РФ Кубань приобретает мощнейшего конкурента, с которым в будущем придётся поделить туристов, а также рынки сбыта винодельческой и сельхозпродукции.

Национальная победа, а именно так оценивают россияне присоединение Крыма, может обернуться для курортов Азовского моря и Ейского района в частности не только проблемами, но и новыми перспективами. Хотя многие, в том числе и ейчане, не видят ничего критичного в конкуренции, считая, что она пойдёт обоим регионам только на пользу.

Если прошлым летом наш основной контингент отдыхающих – «бабушки с внуками» – воспринимался чуть ли не как приговор, сейчас стоит задуматься, как их сохранить. «Да я уже сегодня благодарна бабушкам с внуками», – говорит директор базы отдыха «Песчаная коса» Алёна ГЛУШКО. «Остаётся наше конкурентное преимущество – близость к Ростову-на-Дону, откуда люди приезжают отдохнуть на выходные», – директор некоммерческого партнёрства «Ейские курорты» Александр ВИВЧАРЕНКО не склонен к пессимизму. А вот туроператоры Анапы, по словам их ейских коллег, настроены нерадужно. Если даже в этом году поток в Краснодарский край не поредеет, это обязательно случится лет через пять, когда будет построен мост через Керченский пролив. Пока цены на отдых в Крыму сопоставимы с ейскими и примерно на четверть ниже, чем на Чёрном море. Но как только рубль «обживётся» на полуострове, цены неизбежно начнут приближаться к среднероссийским. Бизнесмен Виталий ЗАПИСНОЙ считает, что ситуация в Крыму сейчас нестабильная, боязнь пересилит любопытство, и может быть, ещё год-два люди будут отдыхать в России. В наступающем курортном сезоне есть и плюс – если не заграница, то Сочи Кубани точно поможет. Многие захотят поехать не просто отдохнуть, а посмотреть олимпийские объекты. Правда, провести неделю в Сочи давно уже дороже, чем на многих заграничных курортах. «Первых туристов отправляем на майских праздниках. Уже известны цены: рост минимум на 200-300 рублей в сутки», – рассказывает руководитель турфирмы «Ассоль» Наталья САЗОНОВА.

После Олимпиады краевые власти обещали направить средства на развитие небольших курортов. Но в ближайшее время скорее всего рассчитывать придётся только на себя. И не сидеть, заламывая руки, а немедленно приступать к действиям. Это не просто дело престижа, но и выживания. Предприниматель из станицы Должанской Игорь ЯРЕМЧЕНКО: «Заметным курортным бизнесом в станице занимаются около 500 человек. При населении больше семи тысяч – это прилично». В Ейске, если посчитать всех, кто «завязан» на инфраструктуре отдыха и развлечений, счёт будет на десятки тысяч человек. Успех ейских сезонов связан то с погодными катаклизмами, то с политической конъюнктурой. Но никак не с тем, что в этом бизнесе мы твёрдо стоим на ногах. Наши проверенные (временем и деньгами) направления остаются прежними: экстрим, пляжный отдых, лечение. В других местах метровыми шагами развивается агротуризм, у нас – сантиметровыми. Раньше мы гордились, что сюда едет молодёжь, но сами её «повывели». На рубеже двухтысячных годов, после массированных жалоб местных жителей, запретили допоздна работать кафе, исчезла громкая музыка. Для тусовок выделили «резервации» на косах в городе и Должанской. В итоге ейчане спят спокойно, молодые клиенты (они могли бы приезжать сюда по привычке ещё долгие годы уже с детьми) перекочевали в более лояльные места. И нет никакой надежды, что они к нам вернутся. Виноваты мы сами, потому что до сих пор уверены: всё случится само собой. А организация отдыха – курорт не только для клиентов, но и хозяев.

Весной-летом к нам в редакцию регулярно звонят и требуют, чтобы у дома уложили плиточку, заасфальтировали дорогу. Самый частый аргумент: «Мы же город-курорт!» Никто не хочет честно сказать: «Мне неудобно ходить по таким дорогам и тротуарам, я плачу налоги и заслуживаю минимального благоустройства». Особенно, если речь идёт не о годами сложившихся туристических маршрутах, а о районах на окраинах, куда отдыхающих может занести разве что попутным ветром. Многие уповают на власти, но чаще всего это желание ничего не делать самому, а ответственность переложить на других. Сейчас у администрации единицы законных рычагов власти. Им бы успеть проследить, что делается в ЖКХ и социальной сфере.

Что реально нового и необычного мы можем предложить приезжим, чтобы отвоевать своё место в будущей «гонке» курортов? Например, игорная зона Азов-Сити заинтересована в наполнении Ейска «денежными мешками», но о ней вспоминают не как о возможном спонсоре социально-культурных мероприятий, а как о «гнезде разврата» и потенциальной угрозе. Раньше пик ейского сезона приходился на июль-август. Сейчас бизнесмены отмечают первый всплеск интереса приезжих к отдыху уже в начале мая и так до середины сентября. Не в последнюю очередь это связано с проведением фестивалей. Традиционный фестиваль вина в середине лета, есть фестивали для сёрфингистов. Генеральный директор базы активного отдыха «Сёрфприют» Игорь КОЛЕСНИКОВ шутит: «Москвичи думают, что коса Долгая – это Украина». Ещё Ейский район широко известен в узких кругах любителям танцевальной музыки и некоммерческого кино. Хотя мало кто приезжает к нам специально, чтобы насладиться киноискусством. Подавляющее большинство участников просмотров – местные жители. Они также заслуживают внимания как потенциальные покупатели услуг.

Спрос на внутренний отдых весной вырос на 20 процентов, что связано с политическими тенденциями и курсами валют. Часть клиентов, ориентировавшихся на отпуск за границей, остаются отдыхать дома. Это всё те же «люди среднего достатка» и мы им будем рады.