Казалось бы, за что осуждённому «благодарить» электронный браслет… Но в ейской инспекции службы исполнения наказаний рассказали случай, когда такой браслет помог условно осуждённому доказать свою невиновность в другом преступлении и не попасть в места лишения свободы. Мужчина стоял на учёте в службе исполнения наказаний в Ейске. Потом ему разрешили сменить место жительства, и он переехал в другой город, где тоже встал на учёт. Как обычно, сотрудники ейской инспекции поддерживали с прежним подопечным связь. Однажды он позвонил очень взволнованный. Сказал, что его подозревают в грабеже и пострадавшая «опознала» его по фотографиям. «Что мне делать? Я её не знаю! Я не виноват!» Ейские инспекторы посоветовали обратиться в службу исполнения наказаний по новому месту жительства – попросить, чтобы сделали мониторинг его местонахождения в период, когда был совершён грабёж. И выяснилось, что в это время подозреваемый находился в нескольких десятках километров от места преступления. Подозрения с него были сняты.

Олег Стоянов, инспектор службы исполнения наказаний, объясняет: «Электронные браслеты надевают процентам восьмидесяти осуждённых, чьё наказание согласно приговору связано с временным ограничением свободы. В этом случае осуждённый не отбывает наказание в местах лишения свободы, но суд определяет для него ряд ограничений. К примеру, не выезжать за пределы Ейского района, не посещать увеселительные заведения, находиться дома с 23.00 до 6.00. В настоящее время у нас на учёте двадцать восемь осуждённых, которым по решению суда надлежит носить электронные браслеты».

Далёкий от браслета в обычном понимании, электронный сделан из чёрного пластика, носить его можно на ноге или на руке. Ничем не примечательное «украшение» напичкано самой современной электроникой, связанной со спутниковой системой ГЛОНАСС. Такой браслет сигналит в службу исполнения наказаний, если осуждённый нарушит границы так называемой охранной зоны (обычно – Ейского района), в пределах которой суд разрешил перемещаться, или предписанный судом временной режим.

Электроника – в ведении инспектора службы исполнения наказаний Михаила Тихонова, специалиста по системе электронного мониторинга подконтрольных лиц. Проходим в его кабинет. Тихонов вводит в компьютер данные одного из осуждённых, у которого решением суда ограничена свобода передвижения, и кликает мышкой по графе «последние события». На мониторе появляется схема-карта Ейского района, а на ней в режиме реального времени передвигается символическая фигурка. Пунктиром – маршрут, по которому осуждённый направляется от станицы к городу, где должен каждый месяц отмечаться в службе исполнения наказаний. Так Тихонов контролирует носителей электронных браслетов по нескольку раз в день.

А ещё инспекторы посещают осуждённых дома. С Магомедом Ниматулаевым направляемся по адресу на улице Свободы, где иронией судьбы живёт осуждённый к ограничению свободы. Он чуть замешкался открыть нам дверь. Выходит, обернувшись полотенцем – принимал утренний душ. Браслет нисколько не мешает водным процедурам. Задав парню несколько вопросов и побеседовав с соседями, инспектор отправляется по следующему адресу.

Среди стоящих на учёте осуждённых к обязательным или исправительным работам немало осознавших жизненный урок и сделавших из него выводы. Уточняю, в чём разница между обязательными и исправительными работами. Стоянов объясняет: «Обязательные выполняют бесплатно, на безвозмездной основе, в свободное от основной работы время. А исправительные назначают по постоянному месту работы (его определяет орган местного самоуправления) с вычетом от 5 до 20 процентов заработной платы в доход государства». Осуждённых к исправительным работам направляют в ККБУ, «Экотранс», «Коммунсервис», «Ейскблагоустройство». Это – уборка территории, благоустройство города. Отказываться от такой работы осуждённый не имеет права. А если кому-то «по понятиям не положено метлой махать» – это его выбор. Как злостно уклоняющегося от отбывания наказания его решением суда отправят в места реального лишения свободы.

Многие осуждённые к исправительным работам используют шанс вернуться в нормальную жизнь. Как говорит Стоянов, если на момент трудоустройства у человека не в порядке документы, служба исполнения наказания обращается в разные инстанции, чтобы ему помочь. Зарплаты на перечисленных предприятиях неплохие. За работника производят пенсионные отчисления, у него идёт трудовой стаж, он имеет право на больничный лист – на всё, что предусмотрено трудовым законодательством. И нередко человек остаётся на этой работе уже по своему желанию. К окончанию срока наказания «вписывается» в законопослушную жизнь.

Но так бывает не всегда. С Олегом Стояновым мы едем в ИВС (изолятор временного содержания), чтобы доставить в суд тридцатипятилетнюю гражданку. Хотя на вид она намного «взрослее». Не удивляюсь – слышала её историю. За незаконное «приобретение и хранение без цели сбыта наркотических веществ» в августе была осуждена к году исправительных работ. «Но получив направление в «Экотранс», не явилась ни туда, ни в службу исполнения наказаний, – рассказывает Стоянов. – При проверке выяснилось, что по указанному месту регистрации осуждённая не проживает. Продолжает пить, бродяжничает, где находится – неизвестно. Мы проверили больницы, морги, просмотрели информацию о возможном привлечении данной гражданки к административной ответственности, сделали запросы, отработали круг её общения. И поскольку первичные розыскные мероприятия результата не имели, мы обратились в отдел розыска УФСИН РФ по Краснодарскому краю. В феврале гражданку объявили в розыск. Вчера она была задержана участковым уполномоченным полиции в районе дач у Широчанки и доставлена в ИВС». Решать дальнейшую судьбу «свободолюбивой» гражданки будет суд. И скорее всего, «проблема выбора» того, как дальше жить, перед ней на ближайшие несколько лет не стоит.

Начальник ейской уголовно-исполнительной инспекции УФСИН РФ по Краснодарскому краю майор внутренней службы Александр Скориков рассказывает: «Одно из главных требований к нашим сотрудникам – быть психологом. К каждому, кто стоит на учёте, мы должны найти подход. С одним поговорить построже, другому посочувствовать, а с кем-то пошутить нелишне. Служба исполнения наказаний вовсе не заинтересована в том, чтобы осуждённый оказался в местах лишения свободы. Поэтому, если стоящего на учёте задерживают сотрудники полиции, он сразу же звонит инспектору. Всегда стараемся разобраться в ситуации. Ведь наша главная задача – чтобы человек вернулся к нормальной жизни».

А ещё служба исполнения наказаний – то звено в борьбе с преступностью, без которого были бы неэффективны и бессмысленны усилия полиции, суда – всех правоохранительных органов. Ведь там, где наказание не становится неотвратимым, начинается вседозволенность.