«Развод» по-туапсински, бесплатные автобусы и следж-хоккей

«Вы не успели доехать до Сочи, а вас уже успели «развести»? – еле сдерживается от хохота мой брат, подсевший в Лазаревском к нам в электричку Туапсе-Сочи. – Ну вы даёте!» И это было только начало нашего путешествия на Паралимпийские зимние игры.

Решение было спонтанным. Не скрою, поездку на это масштабное событие не планировала. «Не потяну!» – успокаивала себя я. Но вот вернулся оттуда один приятель, потом коллега, а потом «аватарки» в социальных сетях и вовсе запестрели сплошь олипиадными пейзажами на заднем фоне. Наши спортсмены брали медали за медалями и оставаться в стороне просто не хватило сил. Найти попутчиков не составило труда: большинство знакомых только и ждали призывного клича: «Поехали!». Экипаж легковой машины составили мы с подругой Еленой и знакомая семейная пара – Людмила и Николай из посёлка Моревка.

Ссылки на сайты для покупки билетов и оформления паспортов болельщиков нашли с подругой быстро. Она же и спокойно забронировала паспорта болельщиков после того как оплатили билеты на два матча по следж-хоккею. Стоимость билетов на паралимпийские соревнования ниже, чем на олимпийские. А вот страстей оказалось не меньше. Итак, за три недели до часа «икс» документально мы были готовы. Жильё на сутки попросили подыскать брата, хотя это тоже можно было сделать через любой сайт объявлений. Выезд назначили на вечер восьмого марта. Так как въезд в Сочи на частном транспорте на время Олимпийских и Паралимпийских игр ограничен, машину решили оставить на стоянке в Туапсе.

Шесть часов по ночной полупустой трассе с мелькающими то и дело постами сотрудников ДПС. Остановили нас на протяжении почти полутысячи километров всего один раз под Джубгой. Проверка документов завершилась шуткой инспектора: «И чего вы в этот Сочи все едете? Оставайтесь у нас: покидаете камушки в море». Но наши планы более грандиозные: по времени мы успеваем на электричку от Туапсе, стартующую в три часа 23 минуты, а планировали успеть лишь к шестичасовой. В Туапсе нас «ждали». Невысокого роста парень уже у дверей распахнутой машины: «Доброй ночи! Мест на стоянке нет. Могу предложить поставить у меня во дворе – здесь недалеко». Уставшие от дороги, мы легко соглашаемся проследовать за иномаркой радушного туапсинца, даже не удосужившись спросить его имя и оставив на вокзале половину нашей компании… Очнулись мы минут через пятнадцать, когда из виду исчезли не только центральные освещённые улицы, но и асфальт. Я набрала по телефону нашего попутчика Николая и попросила всё-таки проверить наличие свободных мест на стоянке. Они, конечно, были. В сотне метров от вокзала. Пришлось уговорить нашего туапсинского друга за 200 рублей отвезти нас обратно на вокзал, где мы со спокойной душой оставили на полтора суток наш автомобиль.

Новенькие вагоны электрички Туапсе-Сочи заполнены пассажирами без возрастных ограничений. С интересом слушаем звучание станций следования на русском и английском языках. Слово «Сочи» диктор произносит с такой сладкой интонацией, что губы невольно расплываются в улыбке. Около восьми утра нас встречает город Олимпиады-2014.

Полтора часа в очереди за обналичиванием электронных билетов проходят с шутками и новыми знакомствами. Люди едут со всех концов страны и, по словам приятеля, который в служебной командировке в Сочи уже несколько месяцев, на Паралимпиаду поток людей никак не меньше, чем на Олимпиаду. Ещё час на оформление паспортов болельщиков, которые являются пропуском на спортивные объекты и проездными документами на общественном олимпийском транспорте. Последний нас покорил: современные автобусы на коробке-автомате, за рулём водитель в костюме и галстуке, а впереди свободная полоса, отмеченная олимпийскими кольцами – только для специального транспорта. На автобусе мы за двадцать минут добираемся от нашей мини-гостиницы до Олимпийского парка.

Наступил момент, который полностью соответствует фразе «Лучше один раз увидеть». Передать масштабы нелегко. Как заворожённые мы стоим перед олимпийским огнём, где шумит, переливаясь мелодиями классической музыки, поющий фонтан. Музыка звучит повсюду. И повсюду волонтёры. Они предлагают не только любую помощь и услуги гидов по объектам, но и бесплатные обнимашки, от которых никто из нас не отказался. Но впереди главное, зачем мы ехали – матчи по следж-хоккею.

Перед началом игры Канада-Норвегия мы бродим по фойе ледовой арены «Шайба». В специально отведённом месте есть возможность попробовать, каково паралимпийцам соревноваться на инвалидном кресле в кёрлинг или на специальных санках в следж-хоккей. Парнишка усаживается, берёт клюшку и, пытаясь сохранить равновесие, гонит мяч в ворота. Вспотел он через мгновение: «Как они умудряются ещё и так быстро передвигаться?» Это мы увидим спустя несколько минут на льду.

Семитысячный стадион заполнен на три четверти. Болельщики неистовствуют, скандируя: «Норвегия!». Ну вот почему-то наши люди всегда на стороне проигрывающих? Хоккеисты носятся со скоростью звука, а у бортиков разворачивается такая борьба за шайбу, что страшно представить себя там в этот момент: втопчут в лёд… Канадские болельщики в своей ложе изо всех сил поддерживают своих спортсменов, которые выступают ничуть не хуже, чем их олимпийские коллеги. Соперников норвежцев они разделывают под орех: 4:0. Сняв каски, норвежцы с уважением провожают со льда победителей матча, а мы бросаемся фотографироваться с канадскими болельщиками. Они довольны победой команды и не отказывают остальным россиянам-зрителям, которые вслед за нами тоже просят о фотосессии на память: счастливые лица канадцев запечатлевают сотни фотоаппаратов и снимки разойдутся по всей нашей стране.

У нас впереди ещё матч Корея-США, прогулка по Олимпийскому парку и обратная дорога. Всё это займёт ещё около суток, а воспоминаний о причастности к, пожалуй, самому эпохальному спортивному событию в нашей жизни останется на десятки лет.

Олёна ЖОЛОБОВА.

Фото автора.