С детства Павел Гаркуша мечтал стать военным хирургом. Но после окончания шестого класса увлёкся авиацией. Мальчик запоем читал мемуары лётчиков. После школы пытался поступить в военное авиаучилище, но не прошёл по здоровью. Удалось поступить в Выборгское авиационно-техническое училище. Получив диплом, был распределён в гражданскую авиацию в Закарпатье.

Но мысль о военной службе не покидала голову бортового техника. Все попытки стать офицером заканчивались безуспешно. Министр гражданской авиации Борис Бугаев добился запрета набора гражданских авиаспециалистов в Вооружённые силы СССР. Но в 1982 году после отмены данного приказа Павел Гаркуша поступает на военную службу и в звании лейтенанта отправляется в авиационную часть.

После нескольких лет службы уже старшего лейтенанта направляют в Черниговку Приморского края, оттуда переводят в Торжок для переобучения на Ми-8 МТ. Именно с этого момента началась его дорога в Афганистан.

В июне 1988 года Павла Гаркушу и его товарищей направляют в пригород Ташкента – Чирчик. Здесь они проходят акклиматизацию. Занимаются практикой и изучением боевого оружия. Обучение длилось две недели, и в конце июня их отправили в Шинданд, находящийся южнее старинного города Герак. И начались тяжёлые рабочие будни. Каждый день с раннего утра проводились вылеты.

Экипаж выполнял боевые задачи: эвакуировали с места боевых действий раненых, доставляли продукты питания, участвовали в локальных операциях, осуществляли прикрытие с воздуха колонн и доставку живой силы. Во время одной из таких операций произошло событие, которое не выходит из головы ветерана.

Группа из четырёх вертолётов занималась высадкой десанта. Всё прошло спокойно. Вокруг стояла полная тишина. Выполнив задачу, экипажи отправились «домой». Но не успели отлететь на несколько километров, услышали, как по радио поступает приказ: вернуться и забрать только что оставленных солдат. Оказалось, место высадки простреливалось «духами». Ми-24 и Ми-8 вернулись к десанту. Павел открыл дверь. Вокруг стоял жуткий гул и грохот разрывающихся мин. Слышалась стрельба. Но вот, наконец-то, бегут. Одного солдата несут на себе. Всех буквально втащили на борт, остался лишь один. Павел Гаркуша подхватил его и попытался помочь забраться. Но тут в солдата попала пуля, он обвис. Бортовой техник, приложив все силы, затащил бойца. Вертолёт взмыл в воздух, уходя из-под обстрела… Через несколько месяцев, когда Павел готовил вертолёт к полёту, к нему подошёл солдат в парадной форме, на груди которого висела медаль «За отвагу». Это оказался тот самый спасённый им солдат. Он пришёл отблагодарить своего спасителя. В знак искренней признательности солдат подарил тельняшку.

На одном из заданий по доставке продовольствия на высоту и эвакуации раненых бойцов вертолёт, летевший по ущелью, подвергся обстрелу. Большую роль в защите экипажа сыграла броня, взятая со старого БТР и привязанная бортовым техником простой проволокой. Но огневой удар пришёлся по части машины, не закрытой броневыми листами. Когда прибыли на базу, Павел не смог встать: осколок попал в ногу. После госпиталя вернулся в часть. А тут и поступил приказ о выводе войск.

Экипажу Ми-8 МТ, на котором летал Павел Гаркуша, предстояло прикрывать выходящие части.

После Афганистана Павел Игоревич побывал в Абхазии и Чечне. Уволившись в запас, занялся воспитанием подрастающего поколения. Он начальник военно-патриотического клуба «Звезда». И весь свой боевой и жизненный опыт передаёт молодёжи.