Большая собака захлёбывается ненавистью, рычит и бросается на человека. Он изо всех сил отбивается. Зубы впиваются в руку, челюсти смыкаются… Это не кадр из боевика. Это реальное столкновение фигуранта с немецкой овчаркой.

В ходе месячника оборонно-массовой работы на тренировочной площадке ейского клуба служебного собаководства, действующего при местном отделении ДОСААФ, проводятся показательные выступления. Собака – не только друг человека, но и его верный помощник, защитник. Может она быть и грозным оружием. В умелых руках, разумеется.

Перед школьниками стоит молодая женщина, к ногам которой жмётся невзрачная на вид собачка. Внешность обманчива. Перед вами – грозный американский стаффордширский терьер, или стафф. Бойцовская собака, которая с лёгкой руки невдумчивых репортёров славится как собака-убийца. На самом же деле многое зависит от воспитания.

Стоит поглядеть, как Виринея, или Верка, как её проще зовут дома, ходит вместе со своей хозяйкой Александрой Бардиньш, преданно заглядывает ей в глаза и с удовольствием выполняет почти все команды. Говорю «почти» потому, что этот стафф не любит одной команды – «на место!». Ведь она означает, что надо отойти от любимой хозяйки…

Кульминация показательных выступлений – схватка фигуранта с немецкой овчаркой Палермо, неоднократным победителем российских чемпионатов. Её дрессировщик Марина Хачикьян пускает великолепного пса, и он несётся на человека, изображающего преступника. Понятно, что его надо задержать. «Преступник» делает зверское лицо и размахивает стеком – нечто вроде полицейской дубинки, а с виду как монтировка.

Трижды атакует овчарка щупленького мужчину с защитным рукавом на левой руке. Даже удивительно, как он выдерживает напор мощного пса, который вцепляется в этот рукав, получает увесистые удары стеком по бокам. Неожиданно хватает человека за ногу. Раздаётся треск рвущейся ткани. Ещё чуть-чуть, и фигурант в буквальном смысле останется без штанов, но Марина Хачикьян останавливает поединок…

Олег Скороход вступает в поединки с собаками вот уже двадцать пять лет. Фигурант – редкая профессия. И востребованная. В Ейске их всего двое. Опытные фигуранты жалуются, что они уже старые, а смены им нет. Нужны молодые ребята, желательно – рослые и крепкие. Только что прошедший поединок показал, как трудно низенькому и худенькому фигуранту бороться с большой собакой, ведь по весу они примерно равны. Поединок длился считанные минуты, а Олег, рассказывая о своей профессии, тяжело дышит и всё никак не может перевести дыхание.

«Это настоящий спорт, – восторженно говорит он. – Каждый выход против собаки, это как в бобслее. Прыгнул в сани и – головой вниз».

«А вот вы молотили собаку тяжёлой резиновой палкой. Ей ведь больно?» – спрашиваю.

Скороход досадливо морщится. Видно, что вопрос этот он слышит не впервые. «Задача фигуранта – не прибить собаку, не убить её. Задача фигуранта-дрессировщика, как правильно называется моя профессия, – научить собаку бороться с человеком. Конечно, с таким человеком, который задумал недоброе. А удары стеком только раззадоривают».

«А порванные штаны – это чэпэ?» – не отстаю я.

«Нет, – смеётся Олег. – Это рабочий момент. Бывает хуже. Когда в горло вцепится, к примеру. Вообще, каждый поединок – это море адреналина».

Чуть позже я узнал, как рисковал Олег Скороход. Обычно на поединок с овчаркой Палермо выходит другой фигурант, коллега Скорохода. Но в этот раз он занемог, и, чтобы не сорвались показательные выступления, Олег выступил против собаки, которая его, мягко говоря, не любит. Обошлось разорванными штанами.