Городские власти объявили первый (из целой серии) конкурс на право перевозить пассажиров по муниципальным маршрутам. Теперь решено предложить всем без исключения перевозчикам играть по правилам, чётко определённым законом.

«Пилотным проектом» для мэрии станет маршрут № 11. На этой неделе начнётся приём документов, а конверты с заявками будут вскрыты в конце марта. Всё законно: работающие сейчас перевозчики имеют на руках договоры, действительные до 2017 года. Почему решили провести конкурс на маршруте № 11 вне очереди? Предприниматели, работающие на нём, широко прославились в узких кругах судебным процессом. За неисполнение договорных обязательств администрация досрочно расторгла договор с простым товариществом «Одиннадцатый маршрут» в одностороннем порядке. Перевозчики сочли действия администрации неправомерными и обратились в арбитражный суд Краснодарского края. С марта 2013 года и до января текущего года длился процесс. После рассмотрения дела в трёх судебных инстанциях исковые требования перевозчиков не были удовлетворены, т. е. в действиях администрации города не установлено нарушений норм закона. Сейчас на 11-й маршрут ежедневно выходят около 30 автобусов особо малой вместимости. Так их определяют специалисты, а пассажиры называют маршрутками. Новый конкурс предполагает, что маршрут будут обслуживать не «Газели» на 12-13 посадочных мест, а 12 автобусов большей вместимости. Каждый рассчитан на 18-20 седоков и ещё почти столько же стоящих пассажиров. В принципе, они смогут обеспечить перевозку жителей по маршруту, охватывающему практически все районы Ейска.

В городском отделе транспорта и не скрывают, что «Газели» доживают свой век. Неудивительно, что из работающих сейчас машин выжимают «последние соки». Может это не так и заметно для пассажиров, но специалистов не обманешь. Продать б/у маршрутку сегодня больше чем за 150 тысяч рублей нельзя, поскольку они не востребованы на территории муниципалитета. Понятие «продажа «Газели» с маршрутом» – с точки зрения закона – чистейшей воды мошенничество. Получить право работать могут только победители конкурсов. А вот «ПАЗы» предприниматели с неохотой, но вынуждены приобретать. Подержанный автобус обойдётся примерно в полмиллиона рублей – плюс-минус 200 тысяч рублей. В наших условиях эта марка – приемлемое сочетание цены и качества эксплуатации. Переход с маршруток на автобусы – не блажь мэрии. По закону все сидения в маршрутках должны быть обеспечены ремнями безопасности. В автобусах, где есть и сидячие, и стоячие места, они необязательны.

Среди других условий, прописанных в договоре, – не просто ужесточение требований. Вместо «погрозили пальчиком» – штрафные санкции в 50 тысяч рублей за нарушение условий договора. Например, недавние морозы на несколько дней практически парализовали деятельность общественного транспорта. Тогда на линию смогли выйти только «ПАЗы» и маршрутки, стоявшие в гаражах и боксах, а не под открытым небом и навесами. Содержание «коней» в приличных «стойлах» – тоже одно из условий получения права работать в сфере общественных перевозок.

В результате конкурса власти будут иметь более полное представление о работе общественного транспорта. Пока часто приходится собирать сведения позвонковым методом. Одно время уповали на компьютерные технологии. Конечно, существует система ГЛОНАСС, которой оборудован общественный транспорт Ейска. Но практически все перевозчики не платили за обслуживание и их отключили. В договоре есть пункт об утреннем выпуске на линию машин из определённых мест. Они, правда, пока не определены.

Последние десять лет ни один из конкурсов не проходил без скандалов. Любые действия властей бизнесмены рассматривали как ущемление их прав. В таких случаях звучали угрозы обратиться в суд, написать письмо президенту или попросту: «Я вам устрою!» Но забастовок не следовало. Когда запал заканчивался и на его место приходил трезвый расчёт, подавались заявки на участие в конкурсе. Главный специалист отдела транспорта городской администрации Ольга БЕРДНИКОВА отмечает, что закон разрешает проводить конкурс до тех пор, пока не объявятся желающие работать. В самом крайнем случае маршрут могут закрыть. Но страха оставить пассажиров без привычных удобств нет. Основная часть линий общественного транспорта у нас накладывается друг на друга. Тот же маршрут № 11 рентабельный, а бизнес не предполагает привычки стоять на своём в ущерб прибыли. Более того, уже есть желающие (пригнавшие «ПАЗы» в город) занять место на этом маршруте.

Какое дело рядовому пассажиру до тонкостей конкурсной документации? Главное, что тариф на проезд остаётся без изменения. Хотя перевозчики говорят, что «неплохо было бы накинуть по рублику». А ещё лучше делать это несколько раз в году. Но необходимость повышения надо ещё доказать. Маршрутки всё-таки привычнее и комфортнее автобусов. Но и первое, и второе – весьма относительно и дело привычки.