Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Тем более это справедливо, если речь идёт об онкологических заболеваниях. О том, как снизить этот риск, корреспондент Татьяна ШЕКЕРА беседует с заведующим стационарным отделением ейского онкологического диспансера, врачом-онкологом высшей категории Дмитрием РУССКОВЫМ.

– Можно ли говорить о росте числа онкологических заболеваний в Ейском районе? И при каких обстоятельствах чаще всего ставят такой диагноз?

– Рост числа онкологических заболеваний сохраняется. При этом его динамика ежегодно «ускоряется» в среднем на восемь процентов. Чаще всего диагноз ставят обратившимся к врачу самостоятельно. Но, к сожалению, онкологические заболевания, как правило, долго развиваются бессимптомно. А если пациент и замечает тревожные сигналы, обычно он выискивает им различные «вполне объяснимые» причины. В результате у 17,7 процента больных, которым поставлен онкологический диагноз, уже запущенные случаи. А в крае таких 19 процентов. В любом случае мы принимаем все меры, чтобы облегчить состояние больного и продлить ему жизнь.

– Если болезнь до поры почти себя не проявляет, в каком случае нужно поспешить к врачу?

– При наличии любых уплотнений, опухолей, узелков, язвочек, патологических выделений, при изменении внешнего вида родинок. Нужно регулярно обследоваться и тем, у кого были обнаружены кисты, полипы, папилломы и другие новообразования, а также страдающим хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, эндокринными, проктологическими, гинекологическими…

– Можно ли самим уменьшить вероятность онкологических заболеваний?

– Да, и это не требует особенных усилий. Пусть прозвучит банально, но начну с курения. Учёные давно установили связь между курением и злокачественными новообразованиями. И дело даже не столько в самом табаке (трубку мира выкуривали ещё индейцы), сколько в канцерогенных ароматических добавках. Не случайно от курения не меньше страдают так называемые пассивные курильщики. И уже установлено, что если мужчина курит, это может вызвать у женщины рак шейки матки.

Также доказано, что пусковым механизмом для развития рака часто является инфекция. В развивающихся странах – у 26 процентов онкологических больных, в развитых – в 8 процентах всех случаев. К примеру, вирус папилломы, проникая в женский организм, создаёт высокую степень риска развития рака шейки матки. Но сегодня возможна вакцинация от заражения папилломой. Могут вызывать рак печени вирусы гепатитов В и С, рак желудка – хеликобактерии… Вот почему очень важны своевременные обследование и лечение этих инфекционных заболеваний. И конечно, ни в коем случае нельзя пренебрегать профилактическими осмотрами. Ведь в результате мы, примерно, у четырёх процентов пришедших на профосмотр находим показания для дальнейшего, более углублённого обследования на наличие онкологических заболеваний.

– Мы далеко не всегда можем повлиять на состояние окружающей среды, на процесс изготовления многих продуктов. Но думаю, всё же есть то, что зависит от нас. Может стать профилактикой онкологических заболеваний правильное питание? Если да – что посоветуете?

– Научно обоснованы основные принципы противораковой диеты. Скажем, ожирение является фактором риска рака молочной железы, матки, пищевода, поджелудочной железы… Установлена прямая связь между употреблением жира и частотой развития рака молочной железы, толстой кишки, предстательной и поджелудочной железы, кишечника и почек. Антиканцерогенное действие оказывают растительная клетчатка и содержащиеся в овощах и фруктах витамины. Особенно полезны жёлтые и красные овощи (морковь, помидоры), содержащие каротин – биологически активный растительный пигмент, обеспечивающий образование в организме витамина А. Ещё рекомендуется есть редьку, капусту (особенно брокколи, цветную и брюссельскую), чеснок и лук, а также фрукты, в том числе цитрусовые. Нужно регулярно употреблять (не меньше 35 граммов ежедневно) растительную клетчатку, которая содержится в цельных зёрнах злаковых культур, овощах, фруктах. Дело в том, что растительная клетчатка имеет свойство связывать ряд канцерогенов и сокращать время их контакта с толстой кишкой за счёт улучшения моторики кишечника.

В меню стоит ограничить копчёности. Они содержат много канцерогенов и нитритов, которые производители используют для придания колбасам аппетитного цвета. А алкоголь является фактором риска развития рака полости рта, пищевода, печени и молочной железы.

– Мы живём на юге. Наступит лето, и снова трудно будет укрыться от прямых солнечных лучей, которые могут вызывать развитие рака кожи.

– Это на сегодня самое распространённое, хотя и самое предотвратимое онкологическое заболевание. Возросла солнечная активность, а потому единственный совет – не гнаться за загаром. Помнить, что пребывание на солнце наиболее опасно с 10 до 16 часов. Ещё воздействие ультрафиолетового излучения снизят пляжный зонтик, широкополая шляпа, закрытая одежда и кремы от загара. Солярии лучше не посещать.

– Не всё от нас зависит. Современная лечебно-диагностическая аппаратура имеет ионизирующее излучение. Те же рентген, компьютерная томография… Да и широкий арсенал физиотерапевтических процедур, который сегодня имеют поликлиники.

– Если это необходимо для точной диагностики, отказываться от обследований ни в коем случае нельзя. Тем более что доза облучения не превышает допустимых норм. Её воздействие на организм несоразмеримо с тем вредом, который может повлечь неточная диагностика. Что касается физиопроцедур – не стоит ими увлекаться без необходимости.

– Мы говорим о профилактике. Но, к сожалению, большинству из ваших пациентов уже поставлен диагноз. К тому же, ходят слухи, что онкология не работает в полную силу из-за нехватки специалистов даже для того, чтобы делать операции.

– Штат онкодиспансера сохранён, хотя, как и в других областях медицины, есть потребность в притоке новых кадров. Операции проводим в том же объёме, что и раньше. Даже в большем. За январь прошлого года сделали 30 операций, за январь этого – 47.

– Дмитрий Алексеевич, за последние годы изменилось ли хоть сколько-нибудь отношение самих онкологических больных к диагнозу?

– Не могу сказать, чтоб радикально, но постепенно меняется. Многие проявляют мудрость – относятся к диагнозу не как к приговору, а как к испытанию, которое нужно пройти. И мы проходим его вместе с нашими пациентами. Если на одной стороне поля битвы болезнь, а на другой – врач и сам больной, готовый выполнять все рекомендации, перевес уже на нашей стороне. Помню, лет одиннадцать назад привезли мужчину с диагнозом «рак желудка». Казалось, операцию делать бесполезно: болезнь запущена – исход один. Мы всё-таки рискнули. С тех пор я наблюдаю пациента двенадцать лет, сейчас ему восемьдесят. С онкологией можно жить. И в конце концов, каждый из нас когда-нибудь и отчего-нибудь умрёт, пусть даже не от рака. Кстати, онкологические больные поддерживают друг друга на своём форуме в интернете.

– Редко кто не слышал о чудесных исцелениях. Как правило, ваши коллеги относятся к этому скептически. Говорят, скорее всего, была ошибка в диагностике, а никакого рака не было.

– Так или иначе, возможности нашего организма ещё до конца не изучены. Случаи самоисцеления, пусть редкие, но есть. Только это ни в коем случае не означает, что можно уповать только на молитву или заниматься самолечением. Популярная у многих онкологических больных фракция АСД может усилить рост опухоли. Трава болиголов вызывает почечную недостаточность. Уринотерапия отравляет организм токсинами. А вот не падать духом, лечиться и надеяться своим пациентам советую. Есть хорошая поговорка: не умирай, пока живёшь. Ведь никто не может исключить существования чуда. Оно потому и чудо, что его невозможно объяснить.

– У вас и ваших коллег онкологов есть мечта?

– Хотелось бы отдельное, типовое, здание онкодиспансера, где можно разместить компьютерный и магнитно-резонансный томографы, а также иметь отдельный корпус для лучевой терапии. Думаю, такая мечта когда-нибудь обретёт реальные очертания.