На пересечении улиц Свердлова и Одесской стоит одноэтажный дом, на фасаде которого укреплена скромная табличка. Надпись гласит, что здесь 7 августа 1912 года родился Борис Иванович Романенко. Отец, Иван Корнеевич, купец первой гильдии, под станицей Новощербиновской имел пахотные земли. А в Ейске держал лесную и смоляную биржи, на рынке – горшечную лавку, а во дворе собственного дома торговал древесным углем и солью.

С детских лет Борис Романенко увлёкся астрономией, с интересом читал научную литературу, фантастику, мастерил модели звездолётов. Тянуло его к звёздам. Поэтому, когда вырос, написал письмо Константину Циолковскому с просьбой взять его к себе в помощники. Из Москвы пришёл ответ, в котором сообщалось, что Константин Эдуардович рекомендовал его в группу изучения реактивного движения (ГИРД). Благодаря этой протекции Борис Иванович был принят в члены ЦГИРД, возглавляемой Фридрихом Цандером.

Работая в Сталинградской ГИРД, созданной при планерной школе тракторного завода, Борис Романенко сконструировал, построил и испытал в действии модель простейшего реактивного двигателя. Этот микродвигатель применяется как вспомогательный реактивный двигатель на ракетах-носителях, автоматических межпланетных станциях и для передвижения космонавтов в открытом космосе.

После окончания в 1940 году физико-математического факультета Московского педагогического института Борис Иванович начинает работать в проектно-экспериментальной конторе ветро-электрических станций наркомата электростанций СССР. Начальником проектного отдела был Юрий Васильевич Кондратюк, автор всемирно известного в тот период труда по межпланетным путешествиям «Завоевание межпланетных пространств», изданного в Новосибирске в 1929 году. Книга эта, можно сказать без всякого преувеличения, была настольной для всех ракетчиков-межпланетчиков, как тогда называли тех, кто занимался космическими разработками.

6 июля 1941 года все сотрудники конторы добровольцами вступили в народное ополчение. Борис Романенко во время учёбы в институте окончил курс вневойсковой подготовки, и ему было присвоено звание «младший лейтенант» – командир батареи любого калибра дивизионной артиллерии. Поэтому его назначают командиром огневого взвода полковой противотанковой 76-мм артиллерийской батареи 62 полка. Все его коллеги как рядовые необученные были зачислены в роту связи полка, в том числе и Ю.В. Кондратюк.

В конце сентября 1941 года полк вошёл в состав действующей армии. А уже в начале октября Борису Романенко пришлось вступить в бой с танками противника, рвавшимися к Москве. В том первом бою младший лейтенант был тяжело ранен, отправлен в госпиталь. После выздоровления его направили преподавать военную топографию в Сумское артиллерийское училище, которое к тому времени находилось в городе Ачинске Красноярского края. В январе 1944 года Борис Романенко по состоянию здоровья демобилизуется из рядов Красной Армии. Его направляют работать инженером-испытателем в особую научно-исследовательскую лабораторию при Государственном Комитете Обороны. Но осенью этого же года лаборатория прекратила своё существование, так как все работы по её тематике были свёрнуты.

Талантливого инженера приглашают в опытное конструкторское бюро Семёна Лавочкина. В нём Борис Иванович работал с апреля 1945 по февраль 1973 года. Вся его деятельность в этот период была строго засекречена. Ещё бы! Он был включён в состав специальной конструкторской бригады по разработке авиационных прямоточных воздушно-реактивных двигателей и авиационных реактивных двигательных установок, первого отечественного форсированного турбореактивного двигателя, зенитных ракет класса «земля-воздух». Борис Иванович являлся ведущим конструктором по изготовлению, заводским обработкам и лётным испытаниям авиационных и ракетных двигательных установок. Как инженер-конструктор он участвовал в разработке двигательных установок автоматических межпланетных станций «Луна», «Марс», «Венера», лунохода, благодаря которому на землю был доставлен лунный грунт.

Б орис Иванович принял самое деятельное участие в создании первой космической библиотеки на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и передал в дар ей свои экземпляры книг К. Циолковского «Двигатели прогресса», Ю. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», академика В. Глушко «Жидкое топливо для ракетных двигателей. Эта библиотека была возвращена на землю, а на книгах стоит штамп «Орбитальный комплекс «Мир».

В 1998 году, в год 150-летия Ейска, депутаты горсовета присвоили Борису Романенко звание «Почётный гражданин Ейска». Борис Иванович приезжал на юбилейные торжества, где ему и были вручены атрибуты почётного гражданина. Встретился он и с журналистами. Но рассказывать стал не о себе, а о своём, как он отметил, учителе – Юрии Васильевиче Кондратюке. Тот, как удалось установить Борису Ивановичу, погиб 23 февраля 1942 года в окрестностях деревни Кривцово Орловской области. А ведь долгое время ходили слухи, что Ю. Кондратюк сдался в плен к фашистам и работал у них в секретной лаборатории по созданию оружия возмездия. Оказалось, всё это враки. Борис Иванович при содействии ряда организаций и частных лиц установил, что настоящее имя Юрия Кондратюка – Александр Игнатьевич Шаргей. Он выяснил обстоятельства, место и время, побудившие А.И. Шаргея воспользоваться документами Ю.В. Кондратюка. Поскольку криминала в его действиях не обнаружено, то Кондратюк-Шаргей был полностью реабилитирован.

-Над раскрытием этой тайны я работал много лет, – пояснил тогда на пресс-конференции Борис Романенко. – И я рад, что Кондратюк-Шаргей занял своё достойное место в ряду основоположников теории космонавтики и звездоплавания…

Достойное место в этом же ряду, вне всякого сомнения, занимает и Борис Романенко. Его именем названа одна из малых планет Солнечной системы, открытой в сентябре 1982 года астрономом Николаем Черных.

С детских лет Борис Иванович мечтал о космосе. Но жизнь сложилась так, что он на земле другим прокладывал дорогу в безвоздушное пространство. Но опосредованно его мечта сбылась, потому что бескрайние просторы космоса бороздит планета № 11015, названная в его честь Романенко.