Ейский поисково-спасательный отряд МЧС признан лучшим в Южном федеральном округе. Есть за что. В этом году его сотрудники провели более 270 спасательных работ. Выручено из беды 446 человек. А сегодня ситуация на море такова, что спасатели находятся в напряжении и днём, и ночью.

Это всё из-за рыбаков, которые рвутся на лёд, не обращая внимания ни на какие опасности. Как известно, температура в эти дни колеблется между «нулём» и «плюсом». Но только в минувшие выходные на хрупкий лёд Ейского лимана вышли около тысячи человек. В субботу спасатели вывезли на берег двадцать человек, в воскресенье – шестнадцать. Один рыбак погиб, замёрз на льду в нетрезвом состоянии.

…В здании поисково-спасательного отряда меня встретил крик: «Пять человек в районе пионерлагеря под лёд провалились!» Топот ног, а через несколько секунд от берега оторвалось и на большой скорости ушло в лиман судно на воздушной подушке.

«Через пять-шесть минут будет там», – уверен начальник отряда Виктор Неуструев. Время от времени он выходит на крыльцо и с беспокойством поглядывает на градусник. На солнце – плюс двадцать. Куда ни брось взгляд, кругом плещется вода. И лишь вдали тянется полоска льда. Если такая погода продолжится, то через два-три дня льда не останется вообще. Но число любителей подлёдного лова не уменьшается. А значит, спасателям ещё не раз предстоит подниматься по тревожным сигналам.

«Подняли на борт двоих. «Скорую» вызывать?» – доносится из рации на рабочем столе Неуструева. «Вызывайте. В любом случае она понадобится», – произносит он. И уже мне поясняет: «Температура воды – ноль градусов. Человек выдерживает самое большее двадцать пять минут. Затем – судороги, и идёт ко дну. А после пребывания в ледяной воде просто необходима медицинская помощь».

«Говорили про пятерых провалившихся, а вытащили из воды всего двоих», – напоминаю я. «Звонили с берега. Издали не всегда разберёшь, сколько там людей барахтается», – объясняет Неуструев. Судя по сообщениям рации, спасённых рыбаков передали медикам. Судно возвращается…

Чтобы получить звание лучшего, поисково-спасательному отряду мало вызволить из беды многих. Учитываются разные факторы. В том числе – профессионализм сотрудников. В Ейске работают шесть спасателей первого класса! Такой должен иметь две-три специальности, до десяти видов подготовки, уметь работать в разных условиях – в горах, в подземных пещерах, на воде, под водой и т.д. Чем «многофункциональнее» спасатель, тем выше класс, который надо подтверждать раз в три года.

…С моря раздаётся рёв мотора. Спасательное судно с ходу вползает на песчаный берег и разворачивается носом в сторону воды. Теперь вновь полная готовность. Дверь открывается и первой выскакивает… собака. Белый лабрадор Исса крутится вокруг машины, отнюдь не мешая работать её экипажу.

«Вы всегда её с собой берёте?» – спрашиваю парней в оранжевых костюмах. «Иногда», – бросает один из них. «А что собачка умеет?» – не отстаю. «Она – спасатель, – треплет коллегу за холку Станислав Зубач. – Учим её подавать верёвку утопающему. Может и вытягивать из воды». «Кого-нибудь уже спасла?» Парень улыбается: «Пока нет, но обязательно отличится».