С начала месяца в городских маршрутках и автобусах появились билеты. Точнее, началась попытка возрождения порядка, прекрасно зарекомендовавшего себя ещё в советские времена: зашёл в салон – купил (или пробил) билет.

Утро. Остановка. В темноте ёжатся несколько человек: мужчина везёт сына в детский сад, две женщины. Я заранее приготовила 11 рублей на проезд. Останавливается маршрутка № 8, все входят в салон. Водитель не спрашивает, где деньги, пассажиры больше озабочены тем, чтобы успеть занять свободные места. В утренний час пик жители микрорайонов спешат на работу. «Билеты? А зачем они?» – удивляется моя соседка у окна. «Вчера ездил в автобусе, там билеты давали на выходе и было объявление», – присоединяется к разговору мужчина, сидящий напротив. В центре города хожу вдоль стоящих автобусов: заглядываю в салон и вижу, что рядом практически со всеми водителями лежат аккуратные стопочки с билетами. Но большей частью они также аккуратно полуприкрыты журналами. Попросят – выдадут, нет – настаивать не станут.

В прошлом году, когда отдел транспорта мэрии заключал договоры с перевозчиками, отдельным пунктом оговаривалась продажа пассажирам билетов. До поры до времени на полное или частичное неисполнение этого пункта смотрели не очень строго. Но…законодательство изменилось, и на федеральном уровне от перевозчиков потребовалось страховать пассажиров. Если случится авария, каждый из них сможет потребовать материальной компенсации, и проездной билет станет одним из основных подтверждающих документов. Пока, если в Ейске и происходили аварии с участием общественного транспорта, виновными оказывались не перевозчики. Тем не менее, понятно, почему в маршрутках не спешат «обилечивать» клиентов.

Годами, если не десятилетиями, работала схема: выходя на смену, шофёр получал задание – сдать к её концу определённую выручку. Всё, что «получалось» сверху, по умолчанию превращалось в ежедневную зарплату. Конечно, из этих денег частенько приходилось оплачивать и ремонт, и штрафы. Сейчас перед выходом на маршрут водитель получает столько билетов (их предприниматели сами заказывают в местных типографиях), сколько, по прикидкам владельца, пассажиров он перевозит за смену. На каждом номер, серия, цена, данные бизнесмена, обслуживающего маршрут. Расписывается в журнале, вечером сдаёт по ведомости деньги. Такой способ неизбежно приведёт к изменениям в расчётах между работодателем и работниками по найму – так и до соцпакета недалеко.

Но пока новшество внедряется с большим трудом. Водители ворчат, что нарушаются графики, пассажиры просто не привыкли к нововведению и почти не знают о том, что могут и должны требовать билеты». Предприниматель Андрей Буряченко не только обслуживает маршрут № 1, но и частенько сам выходит на линию, поэтому ситуацию на рабочем месте подчинённых знает хорошо. Большинство перевозчиков перешли на упрощённую систему налогообложения: 15 процентов от разницы между доходами и расходами. С помощью билетов они смогут контролировать подчинённых. А если захотят поднять цены на проезд, документально аргументировать своё желание перед властями. Многие уже сегодня говорят, чтобы перевозки на «Газелях» были рентабельны, проезд должен стоить 15-16 рублей. Выгоднее покупать автобусы большей вместимости. Отечественные, в отличие от импортных, дешевле в эксплуатации. Но и те, и другие – удовольствие не дешёвое, а брать кредит рискнёт не каждый. Тем более, что пассажиропоток на городских маршрутах, по мнению людей, занятых в этом бизнесе не один год, снижается – часть потенциальных клиентов пересели и пересаживаются на личные авто. Основная часть пассажиров – люди скромного достатка. В выходные число клиентов снижается. Нормальная нагрузка только в утренние и вечерние «часы пик». Примерно треть городских маршрутов общественного транспорта пересекаются.

Тем не менее, в этом бизнесе «крутятся» серьёзные средства. Об этом говорят косвенные признаки. По данным городского отдела транспорта, в октябре автобусами разной степени вместимости воспользовались около 810 тысяч жителей города и района. В сентябре, когда курортный сезон пошёл на спад, – 850 тысяч пассажиров. В летние месяцы этот показатель переваливает за миллион. Сейчас каждый день общественным транспортом пользуются до десяти тысяч человек. Конечно, самыми «лакомыми кусочками» среди перевозчиков считаются маршруты № 4 и 7. Они длинные и проходят через спальные микрорайоны и общественные «узлы».

Кстати, за безбилетный проезд по краевому закону в компетенции представителей муниципалитета оштрафовать «зайца» на 200 рублей, а водителя общественного транспорта, не выдавшего билет, – на 300. Сотрудники мэрии, вместе с представителями налоговой инспекции и силовых структур, выйдут в первый рейд уже на этой неделе.