Андрей Петрович и Елена Александровна Чуклины из станицы Должанской – папа и мама не только для своих четверых детей. Многие прихожане Свято-Никольской церкви и не знают их отчества. Для взрослых должанцев они – отец Андрей и матушка Елена.

Живут в Ейском районе двадцать лет. «Вот эти религиозные семьи, им положено быть многодетными», – скажет читатель и будет прав только отчасти. Семьи, придерживающиеся традиционных ценностей, будь они православные, мусульмане или протестанты, обычно многодетные. Дети – дар и «плод любви», как считают супруги Чуклины. И не стоит думать, что их семейный очаг – продолжение церкви. Здесь стараются совместить духовное воспитание с реалиями сегодняшнего дня. Открытый дом, в гостиной – телевизор. Но иконы занимают больше места, чем «голубой экран». Правда, по детям родители замечали: кто начал рано смотреть телевизор – тот меньше хочет читать. Матушка Елена открывает ноутбук, в нём хранится семейный фотоархив… «Это Лёша учит Колю плавать, а тот боится, это Миша с товарищами в казачьем кадетском корпусе, это Ильюша с батюшкой на службе в храме, а это мы семьёй поехали на велосипедах в Камышеватскую, а это у моего брата (он военный) в гостях». На фотографиях обычная семья, разве что отец семейства с бородой (не частая примета сегодняшних мужчин), да у матери юбка чуть длиннее «положенной». Мальчишки смеются и корчат рожицы.

Отец Андрей – из рабочей семьи, матушка Елена – из династии военных и педагогов. У каждого по нескольку братьев и сестёр. Он жил на Черноморском побережье, она училась в Ростове-на-Дону. «Познакомились в храме. Где же ещё знакомиться людям верующим, не на танцплощадке же?» – недоумевает священник. Сейчас, когда практически в каждом населённом пункте есть церковь, сложно представить, насколько осложнялись искания людей в начале 90-х годов. Тогда многие не только бросились сколачивать капиталы, но и пытались ответить на основные вопросы бытия. Двадцатисемилетний Андрей поехал за духовным советом к отцу Димитрию в станицу Копанскую, двадцатиоднолетняя студентка-филолог Елена, как она сама вспоминает, «начиталась книг и пришла к выводу, что ничего не понимает» и отправилась туда же в станицу. «Помните, как её увидели?» – спрашиваю. «Честно говоря, не помню, не на этом акцентировался», – отвечает он. Женщины – существа более романтичные и склонные помнить детали зарождающегося чувства. «Ноябрь был или декабрь. Ты после службы ходил ко мне в воскресную школу, помогал топить печку, я ведь не умела», – добавляет она. Через полгода венчались, а летом отец Андрей был рукоположен в сан священника.

Сложно ли быть сегодня многодетной семьёй? Нет. Если есть пример не из книжек, а собственной семьи. «Мой папа говорил, что четверо детей – это нормально. Двое на замещение родителей, двое на пополнение человечества», – смеясь, рассказывает матушка. Отец Андрей вспоминает историю с прихожанкой своего первого прихода. Она долго болела и перед своей смертью, в один из визитов батюшки, сказала: мои близкие подарили мне столько любви, а если бы я не делала аборты – насколько же её было бы больше!

Молодым супругам помогали и близкие, и прихожане. Не надо сбрасывать со счетов и помощь, оказанную многодетной семье государством. Положенные по закону выплаты, да ещё к началу учебного года… что там говорить – лишними никакие деньги не были. Первый малыш оказался крикун, потому что болел. Елена боялась, что появится следующий ребёнок, и она просто не выдержит. Но не зря верующие повторяют: Господь всё даёт по силам. Второй сын не беспокоил маму: ел и спал. Сегодня сыновья уже большие. Один – будущий программист, другой – ветеринар, третий, возможно, выберет карьеру военного. Как положено, не обошли стороной родителей и подростковые «выкрутасы». Но сейчас отпускать от себя детей родителям не очень хочется. «Нет, вы не думайте, что мы родили четверых, чтобы в старости не быть одинокими», – практически в один голос говорит пара. Будут ли их семьи многодетными? «В это не надо вмешиваться. Не будем настаивать и на духовном образовании», – размышляет батюшка. «Ребята верующие, но сейчас – в поиске совмещения веры и светской жизни. Мальчишки милосердные, хотя Илья и любит показать себя хладнокровным мужчиной», – объясняет матушка.

«Засиделся я с вами… пойду в церковь, там рабочие», – поднимается отец Андрей. Его давнишняя мечта – построить настоящий храм в станице – уже обрела реальность. Елена Александровна не просто мама и первейшая помощница своего супруга. Она долго преподавала в местных школах основы православной культуры. Три года назад победила на краевом конкурсе «Учитель года Кубани». Она повторяет: «Господь давал энергию, чтобы всё совместить». Сейчас она сосредоточилась на семье. В гостиной стоит рамка – «деревцо» с фотографиями всех Чуклиных. Но одно «яблочко» свободно. Может, для пятого ребёнка – девочки?