Потерять зрение уже почти два века не означает оторванности от литературы, невозможности получать информацию. Великое изобретение Луи Брайля перебросило мостик между миром зрячих и незрячих. Однако ныне чтение по рельефно-точечному шрифту всё больше остаётся уделом людей пожилых. На помощь инвалидам по зрению приходят новые технологии.

Специальные программы экранного доступа позволяют абсолютно незрячему человеку работать с компьютером, получать информацию из интернета. Программа считывает текст с экрана и передаёт его электронным голосом. Подавать команды компьютеру, правда, приходится при помощи обычной клавиатуры. «Инвалидов по зрению, освоивших компьютер, в Ейске пока мало. Всего десять-двенадцать человек. Трое из них прошли обучение в волоколамском центре реабилитации», – говорит председатель ейского отделения всероссийского общества слепых Николай Князев. Действительно, немного. Но радует, что дело сдвинулось, и уже с десяток потерявших зрение ейчан получили возможность выйти из своего замкнутого мирка в мировое интернет-пространство.

А ещё книги, написанные шрифтом Брайля, постепенно вытесняются аудиокнигами. Ведь первые дороги и занимают много места. А звуковых книг на нынешнем рынке становится всё больше, они легкодоступны. Хорошую помощь инвалидам по зрению здесь оказывает коллектив филиала № 4 ейской библиотеки во главе с заведующей Ириной Бирюковой. Получив заказ на определённую книгу, библиотекари скачивают её на специальном сайте. Затем звонят домой заказчику и предлагают зайти в библиотеку. Многим инвалидам такое обслуживание очень нравится, сюда за аудиокнигами приезжают даже из отдалённых уголков района. Но оказывается, что среди молодых незрячих людей теперь есть вообще не знающие шрифта Брайля и предпочитающие слушать чтение профессионального актёра. Плохо это или хорошо – не знаю.

Лидия Ильинична Некрасова – из тех, кто продолжает с удовольствием пользоваться шрифтом Брайля. Читает, что называется, бегло: её пальцы очень быстро ощупывают строки, состоящие из одних выпуклых точек. У неё очень тяжёлая судьба. С пелёнок воспитывалась в детском доме. Там же в десятилетнем возрасте потеряла зрение. И до сих пор ищет своего отца – офицера Красной армии Илью Некрасова, отправившегося воевать с японцами то ли на Хасан, то ли на Халкин-Гол и пропавшего навсегда.