И сразу побежал. Ему не просто не нужна чужая помощь, он сам готов оказывать её людям. Девять месяцев назад в Ейске открылся сосудистый центр.

Сюда с подозрениями на инфаркты и инсульты привозят пациентов из восьми районов севера края, где проживают около 700 тысяч человек. Заболевания сердечно-сосудистой системы – одни из самых распространённых. Людей с серьёзными проблемами здоровья здесь по-настоящему возвращают к жизни. Есть условия, специалисты, оборудование. Медики объясняют, что поэтому и увеличилось число госпитализированных пациентов. «За это время сделаны 580 операций. Наши врачи прогнозируют ситуацию и действуют на упреждение», – рассказывает главный врач МУЗ ЕЦРБ Сергей Сланский.

Что греха таить, раньше случалось, что больных с инсультом или инфарктом привозили (а иногда и не довозили) в больницу, но приходилось только констатировать: помочь им уже нельзя. Отвезти пациента в тяжёлом состоянии в краевой центр тоже не представлялось возможным. Как происходит сегодня? Человек (чаще всего в сельской местности) обращается к фельдшеру с жалобами или к нему приезжает «скорая помощь». Если есть подозрения – его везут в сосудистый центр. После диагностики проводят операцию и продолжают лечить в специализированном отделении (кардиологическом, неврологическом). Томография показала, что опасения напрасны – больного лечат в обычном отделении. Остаются сомнения – пациента наблюдают несколько дней.

«За девять месяцев через ангиографию прошли 500 человек. Неврологи помогли 700 пациентам (в прошлом году их было 500), кардиологи – почти 300. Для предотвращения повторных инсультов 60 больным сделали стентирование – специальную операцию по расширению сосудов шеи и головы», – говорит заведующий неврологическим отделением и сосудистым центром Мигран Григорян. В особенно трудных случаях ейские врачи прибегают к помощи краснодарских коллег через телемост, приглашают их сюда или вызывают санитарную авиацию.

Но пока помощь оказывается только экстренным больным. В будущем году планируется лечить и плановых больных – продолжать наблюдать перенёсших операции, готовить к новым. Например, человеку в срочном порядке сделали стентирование одного сердечного сосуда. Но врачи знают, что ещё несколько сосудов почти полностью закрыты и нуждаются в расширении. Сегодня их направляют в Краснодар, где ставят на очередь для плановой операции. Это лишнее время, расходы, волнения и медиков, и пациентов: вдруг состояние резко ухудшится. А дома, как известно, и стены помогают…

Инсульт, инфаркт, опухоли многими людьми воспринимаются как окончательный приговор. Говорить, что эти болезни не сложнее насморка, тоже нельзя. Но не в последнюю очередь мы сами отвечаем за своё здоровье. Хотя всех пациентов можно разделить на два типа. Первые уверены, что вскочивший прыщ – это не больше и не меньше, чем проказа. Когда одна «болезнь» проходит, тут же находится новая. Другие, даже понимая, что день ото дня становится всё хуже, ждут, что проблема рассосётся сама собой. Как-то знакомый священник сказал, что в своё время мы будем отчитываться не только за то, как берегли свою душу, но и как относились к собственному телу. Ведь мы их получили от Бога. Наверное, не стоит пренебрежительно относиться к диспансеризации, прививкам, стоит прислушаться к разговорам о здоровом образе жизни и начать применять советы на практике.

В арсенале районных больниц появились медицинские препараты, которые дают эффект при нарушении мозгового и сердечного кровообращения. Правда, их есть смысл применять в первые часы после начала болезни. Тогда не придётся применять «древние» методы – капельницы и прочее из арсенала медицины прошлого века. Так, буквально за несколько лет после появления высокотехнологических центров, само понятие «районная больница» потеряло провинциально-пренебрежительный оттенок.