Кто подсмотрел, как, касаясь друг друга крылышками, пьют нектар пчела и бабочка, кто поразился «доспехам» обычного жука или увидел, как дождь нанизывает капельки на паутину, тот поймёт фотографа, посвятившего себя макросъёмке (от греческого «большой»). Когда предметы, которые невозможно разглядеть обычным глазом, предстают вдруг крупным планом, открывается совершенно другой, параллельный суете, неспешный и мудрый мир.

В «стране дремучих трав», устроившись на кончике травинки, взмахивает «смычком» кузнечик. Тащит соломенное «бревно» муравей. Грустит под ледяной оправой долгожитель лист. Румянится под снежным козырьком калина. Взъерошенный воробьишка размышляет, как пережить нагрянувшую зиму. Не верится, что мимо этого мы пробегаем каждый день, не замечая. А вот посмотришь на такие фотографии – и сразят наповал глаза стрекозы. Захочется прийти на помощь удирающему из-под банки пауку. Подставить плечо трудяжке-муравью. Добрый и прекрасный мир открывают нам работы Вячеслава Васильевича Сидловского – мастера макросъёмки.

Впрочем, не только макросъёмки. Узнаю, что у него хранятся восемь тысяч фотографий.

– Около тридцати килограммов, – смеётся, – вот в этом чемодане. Полторы тысячи фотографий в компьютере (и число растёт) и примерно четыре с половиной тысячи – вот они, на стенах.

Уникальные «фотообои» украшают комнаты. Им в подмётки не годятся даже самые «суперские», что продаются в магазинах.

– Как относитcя к такому Вера Сидоровна?

Оглянувшись на супругу, признаётся:

– Вначале губы поджимала. Теперь привыкла. Говорит, что нравится.

И разве может быть иначе, если…

– Как начали фотографировать? – интересуюсь.

– Во время службы в армии. Сначала, – шутит, – чтобы Вера меня не забывала. Ну, а потом пошло-поехало.

Почти полвека Вячеслав Сидловский не расстаётся с фотоаппаратом. С десяток лет был фотокором «Приазовских степей». Страницы газеты оживали от чудесных снимков. И некоторые из них, можно сказать, жили самостоятельной жизнью.

– Как удавалось справиться с заданием – четыре снимка в номер?

– Когда я исходил, что называется, вдоль и поперёк, и без того не слишком-то просторную «информационную площадку» и местные руководители уже готовы были прятаться от объектива, я продолжал работать «по заданию», которое давали… собственные ноги. Пойду по парку – там пичужка интересная. На улице мальчишки ссорятся за право первым прокатиться на велосипеде. Старик созерцает мир со скамейки возле дома. А где-то «щёлкну для истории» влюблённых или хлопотливую хозяйку. Чугунную ограду в инее, сугроб возле дороги… Вообще, люблю фотографировать цветы, хотя считаю это непростым.

Вячеслав Васильевич показывает цветную фотографию. На ней – как изнутри подсвеченный «горящий» мак:

– Нужно было, – объясняет, – чтобы цветок «пробило» солнце. Но чтобы на крайние лепестки упала тень. В других условиях такого кадра не получится. Главное, найти правильную точку съёмки.

«Точкой съёмки», сказала бы, точкой отсчёта в работах фотохудожника Вячеслава Сидловского была и остаётся Красота. Творческий человек плохо вписывается в жёсткие рамки. И, может быть, поэтому менял профессию. Работал в колхозе художником-оформителем, в школе вёл кружки – фотографический, столярный, рисования. Столярничает и сейчас. Узнал, что старый дедовский станок у одного из дальних родственников лежит без дела. Выкупил. И вытачивает на нём тумбочки, столы и табуретки в старинном стиле ампир. А ещё снимал короткометражные фильмы в созданной им в Кухаривке маленькой киностудии.

Когда сын подарил компьютер, вышел Вячеслав Васильевич на просторы интернета. Это полная свобода творчества! На его страничке в «Одноклассниках» сегодня 1509 фотографий, восемь уникальных фотоальбомов, двадцать художественных видеороликов, каждый из которых – высочайшей пробы лирика. Видео «Милая бабушка» (посвятил любимой Вере Сидоровне), «Снег кружится», «Хмельная сирень», «Как прекрасен этот мир», «Не рвите цветы», «Снится мне деревня», «А знаешь, всё ещё будет»… Это лишь малая частичка того, что дарит нам Сидловский в интернете.

Я перед Мастером и потому робею, что предстоит не только работы, но и его самого сфотографировать.

– Когда-то, – начинаю издалека, – я работала в «большой и важной» партийной газете. Так наш фотограф, когда поручали снимать передовиков производства, в поисках выигрышного ракурса разве что не заставлял доярку «ласточку» делать. А на ваших фотографиях всегда движение. На этой кот со всеми домочадцами провожает к поезду главу семейства. А вот жених с невестой стараются побольше свадебного каравая ухватить. А две станичные девчушки, как пичужки, устроились на дереве «уроки делать»…

– Здесь ни одного постановочного кадра! Всегда стараюсь от этого уходить. Разве что фотографии, изначально предназначавшиеся для семейного альбома. Но понимаю вас, – приободряет. – Если нужно, сделаете постановочный. И, повинуясь просьбе, подвигается поближе к «фотообоям», потом усаживается с женой и дочкой на диване.

…Добравшись дома до компьютера, открываю «Одноклассников». И набираю в поисковой строчке: «Вячеслав Сидловский, Кухаривка». Ловлю себя на том, что и сама стараюсь посмотреть на станицу и станичников по-новому. Увидеть всё в таком же «ракурсе прекрасного», где точкой отсчёта – пронизанный солнцем мак.