Известный учёный и педагог Дистервег писал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Эту истину на деле годами доказывает Андрей Иванович Сёмке – учитель физики, директор одиннадцатой школы города Ейска, заслуженный учитель Кубани.

Собственные Платоны и Ньютоны

Помня М.В. Ломоносова, возьму на себя смелость утверждать, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» и ейская земля рождать. И в этом можно убедиться, познакомившись с внушительными результатами кипучей научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в СОШ № 11. В конце минувшего учебного года сразу два выпускника школы – Феликс Суздорф и Антон Сорокин – стали победителями международного конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» и обладателями президентских грантов в сто тысяч рублей. Их научно-исследовательские разработки («Очистка водной поверхности от нефтепродуктов» и «Исследование правдоподобности эффекта Мпембы») были высоко оценены строгим жюри за актуальность и ребят пригласили на учёбу в Московский инженерно-физический институт (МИФИ), который сегодня имеет статус национального исследовательского ядерного университета.

А ученик девятого класса Рафаил Вагизьянов в августе уже во второй раз стал дипломантом международного фестиваля детско-юношеского авиакосмического творчества «От винта». Он представлял несколько своих моделей самолётов в рамках разработанной темы «Исследование скорости полёта перелётных птиц и моделирование парящего полёта с помощью бумажного самолёта». Научным руководителем этих ребят является учитель физики Андрей Иванович Сёмке.

Не отстают от старшеклассников и младшие ученики. Андрей Ряснянский, Даниил Вавилин, Егор Кузнецов (4 кл.), Владислава Савостина (5 кл.) недавно были объявлены победителями всероссийского конкурса «Тимирязевец». Они блестяще справились с теоретическими и практическими исследованиями живой природы. Вели их к этой победе учителя начальных классов Ольга Борисовна Демиденко и Татьяна Владимировна Корнеева. В их классах много победителей и призёров различных конкурсов, участие в которых, по мнению учителей, расширяет кругозор детей, укрепляет их уверенность в собственных силах.

Список блестящих побед одной маленькой школы на научно-исследовательском фронте можно продолжать, не забывая при этом прошлых её флагманов. Так, ошеломляющим событием не только для города, но и для всего Краснодарского края стала победа ученика А.И.Сёмке, Андрея Постоева, на международной олимпиаде по физике, которая проходила в Индонезии в 2002 году. А затем всё последующее десятилетие учащиеся одиннадцатой школы занимали первые или призовые места на всероссийских и международных олимпиадах. Евгения Предыбайло, Алексей Васильев, Рашид Фахртдинов, Рустам Джаруллаев…

Начало «большого пути»

А началось такое научное «кипение», когда в 1997 году на должность директора одиннадцатой школы был назначен 26-летний талантливый учитель физики А.И. Сёмке, до этого уже имевший небольшой управленческий опыт в должности заместителя директора по научной работе в городской СОШ № 7. И школьная жизнь в одночасье переменилась. Коллектив, оценив в молодом руководителе глубину его профессиональных знаний, исключительную порядочность и доброжелательное отношение к людям, проникся к нему искренним уважением и поддержал прогрессивные преобразования учебно-воспитательного процесса. Директор направил работу коллектива на создание условий для раскрытия и развития в каждом ребёнке его природных задатков и способностей. Он сам сумел увлечь многих учащихся своими любимыми физикой и астрономией, открыть для них кружки и организовать работу нескольких телескопов. Приобщая ребят к тайнам науки, активизируя их познавательный интерес, он учит их в неизмеримом океане ещё не открытых научных истин находить объекты для собственных исследований. Андрей Иванович ежегодно в свой летний отпуск отправляется с учащимися в научные экспедиции, где ребята занимаются исследованиями различных природных и техногенных явлений. Каждая такая экспедиция обязательно заканчивается научной конференцией, на которой юные исследователи выступают со своими докладами. А в январские каникулы директор организует поездки ребят в межрегиональные зимние школы «Учитель года». Нестандартные, познавательные занятия, которые проводят в этих школах учителя – победители региональных конкурсов «Учитель года», развивают навыки исследователя в каждом ученике, по-новому открывают для него тот или иной предмет. Зачастую мастер-классы в этих школах дают Андрей Иванович, победитель краевого конкурса «Учитель года Кубани – 2000», и его жена Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 14, победитель конкурса «Учитель года Ростовской области – 2004».

Такая целенаправленная работа с учащимися прививает им навыки самостоятельных суждений и выводов об окружающей среде, помогает побеждать в трудных турнирах, олимпиадах и конкурсах. Не зря же выпускники одиннадцатой школы чаще других поступают в технические вузы, а особо одарённые своей профессией избирают науку.

«По ученику и об учителе судят»

Лидер по характеру, человек кипучей энергии и больших организаторских способностей, Андрей Иванович привлёк к научно-исследовательской работе с учащимися всех заинтересованных педагогов школы. И в этом увлекательном деле находят свой интерес как «физики», так и «лирики» от начальных до старших классов. «Мы ждём, что учитель сделает из своего ученика сначала рассудительного человека, затем разумного и, наконец, учёного», – сказал когда-то философ Кант. Но, чтобы это сделать, учителю и самому надо обладать недюжинными знаниями, быть в постоянном творческом поиске. И педагоги одиннадцатой школы «не отстают» от своих учеников, участвуют в исследованиях и конкурсах. Оксана Владимировна Реут, учитель русского языка и литературы, в этом году одержала блестящую победу на всероссийском конкурсе «Подготовка к ЕГЭ, ГИА и творческим предметным конкурсам». На суд жюри она представила 34 авторские научно-методические разработки по подготовке экзаменационных сочинений. Высокой оценкой её труда стали диплом первой степени и золотой сертификат от Федерального центра качества и сертификации. Эта неутомимая, талантливая труженица и в прошлом году за представленные работы по другой тематике была удостоена диплома второй степени и премии в 25 тысяч рублей. А в осенние каникулы Оксана Владимировна вот уже три года подряд ездит со своими учениками в Финляндию, в международную «Школу межкультурного общения», где учащиеся совершенствуют свою подготовку по английскому языку, знакомятся с культурой других стран, постигают психолингвистику и общаются с иностранными сверстниками, а по итогам поездок пишут творческие работы.

В одиннадцатой школе воспитывают в учениках гражданскую зрелость, любовь к своей малой родине и заботу о благе её. Посмотрите, какие темы выбрали ребята для своих исследовательских работ в этом учебном году: «Загадки Ейска», «География творчества Е.А. Котенко», «История моего посёлка», «Энергоэффективность сельского дома», «Влияние бытового мусора на почву и грунт», «Экологические аспекты посёлка Краснофлотского».

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Вот так вперёд ведёт свою школу, свой учительско-ученический коллектив директор, учитель физики Андрей Иванович Сёмке – человек большого энтузиазма и творческой мысли, способный увлечь интересной идеей других и довести любое дело до конца.