Ейский станкостроительный завод «уходит» от нас почти по-английски. Тихо и не прощаясь. Словно мы давно уже потеряли его. Незавидная участь предприятия даёт повод для размышления о трудной судьбе ейской промышленности и важности её составляющих: эффективности менеджмента, инвестиционной политики, социальной ответственности бизнеса.

Станки – в металлолом?

Давно канули в Лету молочный, винный и консервный заводы, пище– и мясокомбинат, «Полиграфмаш», «Измет»… На наших глазах Ейск лишается ещё одного предприятия. И что же? Бывший депутат горсовета, квалифицированный рабочий, механик Игорь Томилин, (его стаж на заводе – 33 года) уверен: завод можно спасти даже сейчас, когда «мажоритарные акционеры» сдали часть станков в металлолом. Для этого надо перенести его в промышленную зону и наладить выпуск изделий по рационализаторским разработкам.

«Можно производить ветрогелеоустановки, с помощью которых получать и аккумулировать электроэнергию. Если такими установками «снабдить» все заводские крыши, то обеспечим электроэнергией и завод, и парк!»

Правда, у Томилина нет однозначного ответа на вопрос, кто поможет станкостроительному перейти на новое место, подключиться к энергоснабжению. Он полагает, что, если администрация города заинтересована в развитии промышленности, создании новых рабочих мест, она обязана «лоббировать» интересы заводчан. Поскольку станкостроение убыточно только «в чистом виде», вокруг завода можно создать систему предприятий и получать от них дополнительные доходы. В ноябре прошлого года Томилин с сыном (два сына Томилина пошли по стопам отца, выбрав технические специальности) ездили в Павловскую на авторемонтный завод, где нашли заказ на эксцентриково-циклоидальную передачу, разработанную Виктором Становским из Томска (генеральный конструктор «Технология маркет ЗАО»). При габаритах в 3-4 раза меньших, чем обычная передача, она даёт больше мощности, так как имеет гораздо меньше потерь на трение. Есть возможность наладить выпуск пятикоординатных станков с ЧПУ: потребность в них подтвердил Василий Савранский, руководитель группы компаний, в которую входит Павловский авторемонтный завод. Недавно Томилин с сыном побывали у известного ростовского рационализатора Геннадия Холодного (его работы представлены на сайте ростовского ВОИР). Тот пытается внедрить в производство новую систему опрыскивания, благодаря которой значительно повышается урожайность зерновых. «Мы встретились там с фермерами, которые уверены в востребованности изделия, – говорит Томилин. – Холодный подтверждает, что можно производить его «опрыскиватель» на том оборудовании, которое ещё осталось у заводчан. А если завод закроют, систему будут делать в сельских мастерских, что называется, на коленках. А чего стоит ещё одна разработка Холодного – земснаряд для очистки водоёмов! Она так актуальна для Ейского лимана»…

…О потерянном времени

Безусловно, в позиции Томилина есть рациональное зерно. Резкое сокращение станкостроительной промышленности в РФ уже вынудило крупные машиностроительные заводы (авиационный – в Москве, Кировский – в Питере) развивать станкостроение на собственной базе, чтобы обеспечить возможность хотя бы модернизации своего станочного парка. Такая проблема существует и на 570 АРЗ.

Его директор, председатель постоянной депутатской комиссии по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике ейского райсовета Александр Речестер считает, что потребность в станках всегда была, есть и будет. Однако советское станкостроение долго не менялось, так как работало на закрытый внутренний рынок. Но вот появились немецкие, японские станки – более экономически выгодные и эффективные. На переход к рынку станкостроение должно было реагировать новым инвестиционным пакетом, чтобы быстро перейти на выпуск более экономически выгодных и качественных станков. Однако инвестиционных вложений не было. К тому же, наши конструкторы не имели подобного опыта. Поэтому быстрой перестройки и «переоценки ценностей» не произошло. Кроме того, в 90-е годы в стране появилась масса контролирующих организаций, тормозящих развитие производства. Например, если раньше скважину иметь на территории завода было престижно, то сейчас это невыгодно, так как связано с оформлением множества документов и получением лицензии. В общем, тогда российских производителей «обложили со всех сторон». АРЗ выжил за счёт своевременного перехода на новую продукцию: в 90-е годы сняли с вооружения технику, для которой завод работал. Пришлось осваивать то, что нигде не ремонтировали. Вырученные средства становились инвестициями для освоения всё более сложной техники. Станки тогда выкупали у банкротившихся предприятий.

И станкозаводу в начале 90-х, пока были деньги и ресурсы (кадровые, складские и т.д.), надо было грамотно «сменить тему» и на базе инвестиций построить новую экономическую стратегию. Но этого не произошло… Хотя следует отдать должное Алексею Кулинскому. Ведь многие ейские «менеджеры» той эпохи «сколотили» свой капитал, продавая производственные территории, станки, заводы. Он же, оставаясь руководителем старой, советской формации, ничего не положил себе в карман. Он сохранил всё, что смог.

Вопрос на засыпку

Сможет ли теперь обрести «второе дыхание» станкозавод? По мнению Александра Речестера, это невозможно, так как должно быть обоюдное стремление друг к другу тех, кто владеет заводом и потенциальных инвесторов.

Станки, на которых работают заводчане, выпущены в 70-е годы прошлого века. Они очень энергоёмки, рассчитаны на экономику советского времени, когда энергии было много и она была почти бесплатна.

– И, значит, правильно, что станки сдают в металлолом? – задаю Речестеру вопрос на засыпку.

– По правилам, их сначала положено выставить на продажу, – без запинки отвечает Александр Эмильевич.

– Если инвестор хочет возродить производство, то надо всё вывезти, отремонтировать корпуса и «насытить» их новым оборудованием. Думаю, что возобновить выпуск станков в Ейске невозможно, даже гиганты станкостроения в России испытывают экономические трудности. Если его возрождать – надо выводить в промышленную зону, здесь Томилин прав. Но это – чрезвычайно тяжело. Кто пойдёт на это дело? Ситуацию на заводе могут исправить лишь большие инвестиции.

– А если делать солнечные батареи или автомобильные двигатели?

– Делать можно всё! Но сначала надо понять, сумеем ли догнать конкурентов на рынке сбыта и будет ли продукция экономически эффективной. О краснодарской фирме «Солнечный ветер», которая первой запустила в производство солнечные батареи, сейчас почти ничего не слышно. Я бы мог сделать популистское заявление: да, нам нужен станкозавод! И я бы так считал, если бы предприятие это работало без остановки, если бы там трудились человек 400-500. Я бы сказал: ни в коем случае нельзя его терять! А так… Стоит «мёртвое производство» внутри города. Как промышленнику, мне бы очень хотелось, чтоб этот завод существовал. И лет 10-15 назад перспектива его существования была реальна. Но время упущено…

Путь к инвестициям

«Де-юре» администрация города не может вмешиваться в деятельность АО. И всё же, есть определённые рычаги влияния у местной власти на АО. Как говорит Речестер, всё зависит от желания руководителя. Александр Эмильевич – сторонник создания совместной депутатской группы районного и городского Советов для исследования состояния предприятия и выработки рекомендаций для его дальнейшего существования.

Что касается развития ейской промышленности в целом, то её эффективность надо повышать за счёт возрождения в нашем сельскохозяйственном и курортном районе перерабатывающего производства. Молочный, консервный заводы, мясокомбинат – эти предприятия реально смогут повысить «экономический рейтинг» территории. Это понимает и глава района. Стратегию Михаила Тимофеева по повышению инвестиционной привлекательности региона поддерживают депутаты райсовета. Главное – довести обеспеченность Ейского района энергоресурсами и коммунальными услугами до среднекраевых показателей. Решить проблемы водоснабжения, водоотведения, газификации, электроснабжения. То, что у нас самые дорогие коммунальные услуги в крае, мешает развитию производства. Поэтому руководство района совместно с райсоветом и торгово-промышленной палатой второй год всеми доступными и недоступными методами старается сдержать рост тарифов на коммунальные услуги. Когда эти тарифы будут на уровне среднекраевых, можно будет вести речь и об инвестициях в развитие перерабатывающего комплекса в Ейском районе, и об улучшении его экономических показателей в целом.