– Он ведь нарядный ко мне свататься пришёл, – смеясь, вспоминает Нина Григорьевна Литвиненко, – в штанах, которые ему мама из лоскутного одеяла сшила. И тут же с лёгким оттенком грусти:

– Нищета ведь была тогда… Всё отправляли на фронт, а у самих в селе голод и тиф людей косили…

Так начиналась семейная летопись Нины и Алексея Литвиненко. В этом году она отсчитала 65 лет. В летописи горы Средней Азии и Кубанские степи.

О том, что живёт в посёлке Заводском такая пара-долгожитель, мне сообщила подруга–учительница. Набрала номер домашнего телефона. Ответили сразу, а я от неожиданности умолкла: уж больно бодрый и молодой голос главы семьи Алексея Митрофановича прозвучал в трубке. Хозяин немного смутился звонку из редакции газеты, но в гостеприимстве не отказал.

За ярко-голубой калиткой – беседка, увитая виноградом с огромными сочными гроздьями, в палисаднике гнутся от тяжести цветков двухметровые георгины и разноцветные розы.

– Цветами Нина увлечена ещё со Средней Азии, – тут же рассказывает мне хозяин. А хозяйка скромно:

– Да не совсем уже и успеваю. Но флоксы, георгины, петуния – это обязательно.

За небольшим хозяйством супруги, каждому из которых за восемьдесят лет, следят сами. Когда-то держали коров, свиней, овец, по полторы сотни кур, гусей… Сейчас сил хватает на небольшой птичий двор, пару кроликов, кота и собаку. Куры ходят за Алексеем Митрофановичем стройным рядом, как дрессированные: приучает с цыплячьего возраста, общается с ними. К животным в семье вообще трепетное отношение: Алексей Митрофанович работал всю жизнь в животноводстве. Начинал в 13 лет конюхом, чтобы заработать на миску похлёбки. Потом доверили ухаживать за жеребцами, а после войны он стал главным инженером хозяйства, рационализировал механизмы кормоцеха. Всю жизнь мечтал завести своих лошадей, но так и не сложилось. Зато коров держали отменных, которые по два телёнка в один отёл приводили. Прозвища малыши получали отнюдь не коровьи: Ромео и Джульетта, Зита и Гита…

О том, как познакоми-

лись-поженились Алексей Митрофанович и Нина Григорьевна рассказывают взахёб. Она, с присущими женщине деталями («Он ведь меня в кино водил, билеты по 5 копеек покупал! А я модная, в платье, перешитом из спецхалата, но зато с двумя карманами!»), он с чёткими географическими и историческими подробностями («Я в Киргизию благодаря родителям попал. Наших предков царь из Центральной России туда осваивать вольные земли отправил»). Под душевный рассказ и горячий чай я с удовольствием угощаюсь тягучим янтарным мёдом.

– Ешьте-ешьте, – говорят хозяева – Настоящий, горный с Тянь-Шаня… Мы, когда сюда ехали больше двадцати лет назад, десятка два фляг с собой привезли с собственной пасеки.

Ничего себе поворот: мёд такой выдержки, а от свежего не отличишь! Моё удивление вызывает у хозяев смех и новую историю:

– Мы как-то за работу по двору с односельчанином мёдом рассчитывались, – рассказывает Алексей Митрофанович. – Так он: «Ты мне небось прошлогодний подсовываешь?». А я: «Почему прошлогодний? Ему лет пятнадцать уже!».

На Кубань семья уже с двумя детьми рванула после того, как распался СССР. Киргизы не обижали «бледнолицых» (там так называли русских), делились последней лепёшкой с чаем… Но вот с узбеками воевали. От греха подальше уехали. Здесь Алексей Митрофанович успел поработать в хозяйстве. На пенсию ушёл в 70 лет, когда почувствовал, что не осталось сил работать на земле. А в доме и во дворе до сих пор всё делает сам: настоящий хозяин. Об этом постоянно с гордостью говорит Нина Григорьевна. Она сама сорок лет отработала бухгалтером, а начинала в 13 лет учётчицей зерна в колхозе. Сегодня радуется, что 13-летней внучке работать не надо, есть время учиться, отдыхать. Внуки – ещё одна гордость. Они у Литвиненко даже в Москву забрались. И дальше. В день моего приезда внучок Артём Минасян был на соревнованиях в Польше. О многочисленных победах юного каратиста наша газета, оказывается, писала не раз. Всего у Литвиненко пятеро внуков и двое правнуков. К бабушке с дедушкой приезжают в гости нередко. Но и когда одни остаются, Литвиненко не скучают. Всегда их приглашают на посиделки и «огоньки» в сельскую библиотеку. Там же в честь шестидесятилетия их совместной жизни пять лет назад устроили настоящий праздник, подарили роскошную книгу о так любимых Алексеем Митрофановичем лошадях. И в этом году, в День пожилого человека, посиделки в Заводском не обойдутся без этой весёлой оптимистичной пары: приглашение уже получили.

Олёна ЖОЛОБОВА.