В августе 1988 года военно-транспортный самолёт АН-12, заходя на посадку на аэродром Ейска, выпустил шасси над селом Глафировка Щербиновского района. Погода, как говорят лётчики, была «миллион на миллион». Ярко светило солнце, внизу ровной гладью, отдавая голубизной, расстилался Ейский лиман, на котором виднелись прогулочные катера, яхты, лодки рыбаков. Через несколько минут АН-12 должен был приземлиться на аэродроме Ейска. Но до посадочной полосы, которая из кабины пилотов была хорошо видна, экипаж недотянул буквально несколько километров.

Шум работающих двигателей оборвался в один миг, и сидевшие в салоне люди, очевидно, увидели, как винты мощных моторов, замедляя свой бег, прекращают вращение. Самолёт стал падать на воду. Если бы не выпущенные шасси, как считают специалисты, крылатая машина приводнилась бы на корпус и последствия авиакатастрофы не оказались столь тяжёлыми. Зацепив колёсами водную поверхность, АН-12 клюнул носом и ушёл под воду. Удар о дно лимана повредил корпус самолёта, в салон хлынули морская вода и топливо из разбитых авиационных баков.

Катастрофу самолёта августовским днём наблюдали с берега Ейского лимана тысячи ейчан и гостей города. Трудно представить, какими могли быть последствия, откажи двигатели над Ейском. Глиссада АН-12 проходила над густонаселённым вторым микрорайоном города.

Падение винтокрылой машины видел вахтенный спасательной станции. Он доложил руководству об авиационной катастрофе. Заместителем начальника станции тогда являлся Михаил Стаханов. Он находился на своём рабочем месте. Дал команду на выход катера в лиман к месту падения лайнера и лично возглавил аварийно-спасательную группу. Перед выходом в море вахтенному дал приказ: мобилизовать и направить к месту крушения все плавсредства, имеющиеся на берегу. Но владельцы маломерных судов, находившихся на воде, без каких-либо приказов и просьб сами поспешили к самолёту.

– Когда мы подошли к самолёту, – рассказывает Михаил Михайлович, – часть пассажиров стояла на крыльях. Многие находились в шоке, с различными травмами. Стали подходить рыбацкие лодки. Забирали на них людей и отправляли на берег, куда уже подъезжали машины «скорой помощи».

Данный тип самолётов был хорошо знаком Стаханову, так как до переезда в Ейск он работал механиком полярной авиации. И был прекрасно осведомлён, что АН-12 состоит из трёх отсеков: кабины пилотов, небольшого пассажирского салона (на девять человек) и грузового отсека. Из кабины и пассажирского салона удалось выбраться всем. Но пассажиры были и в грузовом отсеке.

– Проникнуть внутрь самолёта мы не смогли, – рассказывает спасатель. – Когда открыли люк, то увидели, что отсек заполнен морской водой, перемешанной с керосином. Костюмы у нас были легководолазные, не предназначенные для работы в агрессивной среде. Авиационное топливо разъело бы наше снаряжение, что привело бы к гибели водолазов. Эта смесь воды и керосина, видимо, и стала причиной гибели большинства пассажиров лайнера. А вскоре прибыли военные, поблагодарили за оказанную помощь и отправили нас на берег. Район падения самолёта закрыли для плавания.

Катастрофа, как уже говорилось, произошла на глазах у большого количества людей. Поэтому умолчать о произошедшей трагедии никак бы не удалось. По городу стали распространяться различные слухи. Чтобы их пресечь, в «Приазовских степях» было опубликовано официальное сообщение о ЧП без указания причин катастрофы и количества погибших. И лишь когда из воинской части поступил заказ на изготовление гробов, стало известно, что погибли 32 авиационных специалиста.

Родные и близкие погибших пытались узнать о причинах трагедии. Но точной информации никто не давал, командование засекретило все сведения об авиационном происшествии. Окольными путями кое-что узнать удалось.

Выяснилось, что потерпевший крушение самолёт длительное время не эксплуатировался, стоял на стоянке аэродрома в Батайске Ростовской области. Месяца за два до последнего полёта машину заправили топливом. Видимо, планировался какой-то вылет. Но его отменили, а керосин так и остался в баках.

Когда возникла необходимость в доставке большой группы офицеров в Ейск, то выбор высокого начальства был остановлен на этом лайнере, хотя, как говорили, рядом стоял другой, оборудованный для перевозки людей.

АН-12, на который указал перст начальника, не был предназначен для перевозки личного состава. Транспортный отсек негерметичен, и на большой высоте люди просто-напросто задохнулись бы от недостатка кислорода. Поэтому лайнер летел на сравнительно небольшой высоте. И на протяжении всего маршрута полёт проходил нормально, но при заходе на посадку из-за низкого качества топлива одновременно заглохли все четыре двигателя.

Эту трагедию кое-кто из военных специалистов сравнивал с катастрофой самолёта командующего Тихоокеанским флотом, произошедшей в феврале 1983 года под Ленинградом. Тогда в одночасье флот остался без высшего командного состава.

В водах Ейского лимана погибли лучшие лётчики и техники, избранные делегатами и летевшие на отчётно-выборную партийную конференцию. Серьёзный урон понесло не только Ейское авиационное училище, но и вся авиация Советского Союза.

Комиссия расследовала причины авиакатастрофы. К сожалению, официальные её результаты были засекречены.

После выводов, которые сделала комиссия, заместителя командующего ВВС округа, давшего команду использовать для доставки офицеров именно этот АН-12, отправили в отставку. Говорят, неполное служебное соответствие было объявлено командиру полка, в чьём ведении находилась данная крылатая машина. Всё вышеизложенное – рассказы людей, по роду своей служебной деятельности имевших возможность ознакомиться в той или иной степени с результатами проверки. Но делились они информацией неохотно и просили не упоминать их фамилий. Связывает, видимо, подписка о неразглашении военной тайны, которую давал каждый военнослужащий. Хотя, по большому счёту, это секрет полишинеля, которым прикрывают разгильдяйство и халатность высокого начальства.

К сожалению, это не единственная катастрофа, случившаяся в окрестностях Ейска. В ходе встреч с людьми, которые могли бы рассказать о тех давних событиях, появилась информация и о некоторых других авиапроисшествиях. В частности, о гибели военно-транспортного самолёта, выполнявшего рейс на Будённовск Ставропольского края. Сразу после отрыва от взлётной полосы не успевший набрать высоту военно-транспортный самолёт рухнул в лесополосу. Никто из членов экипажа и пассажиров не выжил. Информация об этой авиакатастрофе также засекречена.

Недавно, в 25-ю годовщину авиакатастрофы АН-12 и гибели военнослужащих, к месту падения самолёта выехали представители общественной организации «Боевое братство», органов власти. Опустили в воды Ейского лимана венки, почтили память погибших минутой молчания. Акция стала традиционной, вот только участниками её является узкий круг людей.

А может, следовало бы изготовить мемориальную доску с фамилиями погибших авиаторов, закрепить её, допустим, у памятника самолёту СУ-17, установленному недалеко от контрольно-пропускного пункта бывшего авиационного училища. Тогда сюда могли бы приходить родные и близкие, друзья и знакомые погибших лётчиков и авиационных специалистов.