В американской поэзии, пожалуй, нет и не было никогда фигуры, столь же значимой, как Пушкин для России или Гёте – для Германии. Кажется, что любого вновь объявившегося, мало-мальски талантливого моментально записывают в «символы американской поэзии», чтобы со временем так же моментально сбросить с пьедестала, как только на него станет претендовать новый «гений».

Но есть в литературной истории США одна личность, чей вклад в непопулярную часть мировой поэзии трудно переоценить. Эта часть, которую смело можно именовать макабрической (если стремиться избегать набившего оскомину термина «готический»), перевернула в своей время представления о литературе, разбавив ее «философию» и «природоведение» мотивами безысходности, смерти и разрушения. Всего того, что позже будут именовать «декадансом».
19 января – 200 лет со дня рождения Эдгара Алана По. Он – единственный из американцев, которого никто и никогда не пытался скинуть с пьедестала почета. На «Аллее почета» он – один из первых. Недаром, с завидным упорством музыканты, писатели, поэты, режиссеры вновь обращаются к «Ворону» и «Лигейе». Но, можно поспорить, мало кто их них знает, что у По был повод быть таким мрачным. Почти сразу после его рождения отец оставил семью, а мать умерла, когда маленькому Эдгару не было и 3 лет. Он воспитывался в семье богатого торговца Аллана, который мечтал видеть в своем пасынке еще и продолжателя своего дела. Но у Эдгара Алана были другие соображения на этот счет. И, неизвестно, может именно это несоответствие реального и желаемого оказалось для неспокойной и без того души По роковым. Любимое дело не приносило дохода. Постоянные переезды, смена работы, нестабильный и небольшой доход. Лишь «Ворон» принес ему настоящую прибыль и настоящую славу. По устроился работать в дорогой престижный журнал… который через четыре месяца обанкротился. Тогда же умерла жена По – Вирджиния. Он пристрастился к алкоголю и наркотикам. Дурман прошелся бороздой по здоровью и рассудку поэта. Единственным плюсом такого образа жизни стал настоящий литературный залп – По много писал. До тех пор, пока в очередном припадке, случившемся в Балтиморе, не потерял сознание. Через четыре дня По скончался. И, как зачастую бывает в нашем несправедливом мире, лишь после смерти творчество «американского декадента» оценили. Теперь его цитируют и им восхищаются, сочиняют песни по мотивам его произведений и даже проходят в школе. Но, как говорится, – поздно! Сам По писал по этому поводу: «Не воспрянет дух мой никогда!»

Алексей БОЙКО.