Электронные школьные журналы и дневники учащихся активно внедряются уже во многих российских школах. Их директора идут разными путями. Где-то ради этого открывается специальный сайт в Интернете, где-то используют лишь так называемый «мобильный» дневник, кое-кто выбирает комбинацию из того и другого. В некоторых городах нашей страны подобное нововведение появляется путем властного волеизъявления их глав: «Ввести и… ни каких гвоздей». Но по большей части к электронным журналам и дневникам относятся пока осторожно, предпочитая в рассказ об их применении вставлять уточнение: эксперимент. Изучая опыт разных российских школ, можно считать, что проходит он более или менее успешно. Но первая попытка ввести электронный дневник школьника в Ейске провалилась из-за недопонимания между родителями и педагогами.
Как это было у нас

В августе прошлого года на совещании в ейском управлении образования присутствовал директор фирмы, бизнес которой связан с развитием и внедрением электронных технологий. Он предложил директорам школ внедрить у себя электронный дневник школьника по типу, активно используемом в школах Ростовской области – так называемый «мобильный» вариант. Его предложение приняла лишь Ольга Гуржеева, директор школы-гимназии № 14. Каждый день с двух часов дня в школе работали несколько представителей фирмы, вместе с учителем информатики просматривая классные журналы, а на мобильные телефоны родителей, изъявивших желание принять их услуги, ежедневно приходили сообщения о том, как прошел день их чад. Причем в эти сообщения включались не только полученные отметки, но и замечания педагогов, прогулы уроков а также вызовы родителей в школу. Отец, бывший в командировке на Дальнем Востоке, к примеру, всегда знал о том, насколько его сын успевает по литературе или математике. Фирма, предоставляющая такую услугу, провела даже особую акцию, в первый месяц работая бесплатно, дав почувствовать людям удобство подобного обслуживания. В сентябре электронными дневниками пользовались родители 916 из 1200 учеников гимназии. Но никто не может работать бесплатно всегда: в октябре выяснилось, что для того, чтобы продолжать ежедневно получать сведения из школьного журнала, необходимо перечислять на счет фирмы семьдесят рублей в месяц. Сумма небольшая, но желающих продолжать пользоваться электронными дневниками осталось чуть более сотни. Естественно, фирме работать с малым числом абонентов оказалось невыгодно и она свернула свою деятельность в гимназии. Первый опыт использования электронных дневников в нашем городе длился всего два с половиной месяца. Мало того, директору школы Ольге Гуржеевой пришлось оправдываться перед руководителем управления образования района Ириной Каиновой, когда последней позвонил один из родителей и сообщил, что пресловутый директор «собирает с каждого родителя по 140 (?!) рублей, заставляя их класть на свой (?!) мобильный телефон».
«Некоторые родители, – рассказывает Ольга Гуржеева, – в открытую высказывали сомнения в необходимости сбора денег. «Классный руководитель и так должен оценки выставлять», – говорили они. К сожалению, родители не совсем владеют ситуацией. Действительно, раз в одну-две недели классный руководитель проверяет дневники и выставляет оценки. Но бывают ситуации, что когда родитель узнает о полученной его ребенком пару недель назад «двойке», ее исправлять уже поздно. Пользуясь электронными дневниками, родители получают своевременную информацию об успеваемости своих детей, а значит могут принять своевременные меры. За получение этой информации и надо платить предприятию, специально занимающемуся ее поставлением».
Вторая попытка
Слухи («опять школа занимается вымогательством») и недопонимание («зачем я должен платить?») прервали нововведение в его развитии. В гимназии собирались приступить к введению электронного журнала, так что специалистам не пришлось бы копаться в бумажных журналах, собирая информацию для родителей. 82 компьютера школы, действующая в ней локальная сеть, охватывающая почти все предметные кабинеты, дают возможность для организации этого. Кстати, введение электронных журналов и дневников никак не отменяет журналы и дневники бумажные. Несмотря на неудачу, Ольга Гуржеева не опускает руки и в апреле собирается организовать родительскую конференцию, посвященную проблемам взаимодействия родителей и классных руководителей. На ней будет поднят и вопрос об электронных дневниках. С нового учебного года директор гимназии планирует сделать еще одну попытку ввести их в своей школе.
Российский опыт
Ейску повезло – пока вопрос вводить или не вводить электронные дневники у себя в школе решает лишь ее директор. В Ульяновске, к примеру, все школы города одним махом были переведены на эту систему распоряжением городской мэрии. Эксперименты по использованию электронных дневников активно проводятся в школах Москвы, Мурманска, Ростова-на-Дону. Первопроходцами в Краснодаре стали три учебных заведения, но чиновники обещают, что в ближайшее время они появятся во всех школах города. В принципе возможны два варианта электронных дневников. Родители могут узнать о том, как учится их ребенок либо заглядывая на специально созданный сайт, либо получая ежедневные SMS-сообщения по своему мобильному телефону. Правда, часто при обсуждении «за» и «против» громко слышны и голоса сомневающихся: те родители, которые и так мало времени уделяют своим детям, вряд ли будет часто заглядывать и в электронный дневник, да и «мобильные» сообщения таких родителей не заинтересуют. Зато ограничится свобода тех учеников, которые учатся нормально, но иногда позволяют себе иногда прогулять какой-нибудь нелюбимый предмет. Существует и проблема хакеров. Да, интернет-страницу не вырвешь, но введение электронных дневников в том же Ульяновске началось со скандала: местные старшеклассники тут же взломали программу заполнения дневников. Подобный случай не единичен. Что может помешать сделать то же ейским юным хакерам? Специально для сомневающихся в «продвинутости» нашей молодежи – не выдуманный пример. Школьники одной из ейских школ недавно создали сайт, на котором кроме собственных фотографий и текстов общения публикуются фотографии преподавателей, не пользующихся авторитетом, обработанные в программе «Photoshop». Здесь можно встретить изображения учительниц в… пикантном виде, если выражаться мягко.
Развитие системы электронных дневников тормозит также недостаточная техническая оснащенность школ: компьютер с Интернетом имеется не у каждого педагога. Ведение электронных журналов преподавателям не оплачивают, что вызывает их недовольство бюрократической работы в школе и без того хватает.
Споры сторонников и противников нового явления в школьной жизни не утихают. Тем не менее, нельзя не признать, что новые технологии охватывают все новые сферы нашей жизни. С электронными дневниками, в основном, пока экспериментируют. Но уже идут разговоры о возможности создания персональных страничек учеников в Интернете, где будут храниться все данные о каждом конкретном школьнике. На этой же странице можно найти сведения об учебниках и программах, по которым идет преподавание в школе, из нее же можно будет заказывать литературу в библиотеке. В одной из московских школ в качестве эксперимента введены электронные карты, которыми ученики расплачиваются за школьные обеды. Теперь их родители уверены, что деньги тратятся действительно на обед, а не на сигареты. Фантастика? Но двадцать первый век наступил и принесет еще немало сюрпризов.
Игорь МАЛАХОВ.