Сегодня мы знакомим читателей с ещё одним председателем профильной депутатской комиссии. Вместе с коллегами Сергей БЕЛАН (на фото) курирует в районном Совете вопросы законности, взаимодействие с правоохранительными органами, политическими партиями и общественными организациями.

– Добрый день, Сергей Алексеевич! У вас солидный опыт работы в представительных органах власти. Какие видите тенденции в местном самоуправлении России и Ейского района?

– Добрый день! Знаете, вопрос о местном самоуправлении, его определение, несмотря на большую историю, до сих пор остаётся дискуссионным. Самоуправление было и в советское время, но лишь последние годы произошло официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти. Следует подчеркнуть, что в Конституции Российской Федерации и федеральном законе № 131 закреплены основные принципы российской модели местной власти. Закон принимали с расчётом на корректировки, которые появятся по ходу реализации. Вот поэтому и Устав нашего муниципалитета постоянно подвергается изменениям и дополнениям.

Одна из главных тенденций, характерных для страны в целом и нашего района, – гражданская и политическая пассивность населения. Это проявляется в слабом участии граждан в жизнедеятельности своих муниципалитетов. Достаточно вспомнить процент участвующих в выборах, как на федеральном, так и местном уровнях. Но это только «вершина айсберга». Ведь местное самоуправление – не только выборы, но и референдумы, публичные слушания, законотворческие инициативы. Но, увы… сами знаете, как проходят публичные слушания. Например, по внесению изменений в Устав района. Большая удача, если поступает больше трёх предложений, а на обсуждение приходят больше десятка жителей. В чем причина? Слабая информированность о деятельности органов местного самоуправления, правовая неосведомлённость граждан в этой сфере, отчуждённость власти от основной массы населения? Чтобы разобраться в причинах, нужен глубокий анализ. Это задача исполнительной власти, депутатов и созданного Всероссийского совета местного самоуправления.

Около 30 выборных кампаний прошли на территории города и района в постсоветское время.

– Расскажите о работе комиссии, которую вы возглавляете…

– Нас в комиссии четверо, у половины нет ещё большого опыта работы в Совете, но они профессионалы в своей области, поэтому вполне могут выступать как эксперты в некоторых вопросах. Вот полковник Сергей Анатольевич Гришко, кто лучше него знает армейскую специфику? Олег Анатольевич Ивашечкин тоже военный – в отставке, член общественной организации «Боевое братство». А ведь на нашу комиссию возложено взаимодействие с военнослужащими. Олёна Николаевна Булавина – профессиональный юрист. Компетентность – вот что могу отметить в их работе. Положительная практика сложилась и в консультациях с прокуратурой, администрацией района, поэтому на решения Совета со стороны прокуратуры в этом году не поступило ни одного протеста. Просто решения районного Совета, как впрочем, и любого законодательного органа власти, должны быть законными и понятными для всех исполнителей. Без конфронтации, но и без соглашательства – это девиз нашей комиссии.

– Верно подметили: понятны для всех. Государственная Дума прославилась принятием некоторых спорных законов. Часто они очень полезны и своевременны, но на практике трудно исполнимы. Согласны?

– В некотором смысле, да. Сложно принять решение, чтобы оно удовлетворяло, даже не всех, а хотя бы большинство жителей. И неважно, это закон федерального уровня или решение районного Совета депутатов.

В качестве примера возьмём закон о запрете курения в общественных местах. Он, как многие другие «бытовые» законы (о выгуле собак, распитии спиртного в общественных местах), у нас эффективно не работает. Хотя закон нужный и важный, но неисполним по нескольким причинам. Во-первых, как я уже говорил, он должен быть чётким по «сценарию», чтобы и нарушители, и те, кто отвечают за его реализацию, знали, что из чего следует, отдельные моменты явно несовершенны. Во-вторых, есть глубинная сторона российского менталитета. Мы очень часто считаем, что курение – личная проблема человека, а не проблема всего общества. И в данном случае прямые запреты не всегда эффективны. В мире это зло ещё никому не удалось победить. Мне кажется, что до принятия любого закона нужно его действенное широкое обсуждение. Положительный пример – работа, которую провели в нашем крае, прежде чем ЗСК приняло «детский закон».

– С какими вопросами приходят ейчане к вам лично и обращаются в комиссию?

– Могу судить по личному опыту, да коллеги с опытом меня, скорее всего, поддержат, что характер обращений с годами не меняются: трудоустройство, работа жилищно-коммунального хозяйства, земельные вопросы. Случается, что уровень полномочий депутатов или администрации муниципалитета не позволяет решить эту проблему. Но задача власти, депутатского корпуса услышать каждого и приложить максимум усилий для решения общерайонных и частных проблем.

– Общество, исполнительная власть, депутаты… так и хочется сказать, находятся по разные стороны баррикад. Как решать проблемы без конфронтации?

– Такого противостояния нет. В любом обществе существует норма доверия к власти, но по ряду причин она в России довольно низкая. У нас чаще всего, по определению, принято власти не доверять, а искать в её действиях какой-то подвох. Но и власть зачастую добавляет «огонька» непродуманными решениями, некомпетентными специалистами. Я нисколько не снимаю ответственности и с представителей депутатского корпуса. Зачем далеко ходить, человека выбрали, он «засветился», а потом пропал. Так происходит на всех уровнях пирамиды власти. Надо уметь признавать свои ошибки и быть понятными народу. От этого тоже зависит уровень доверия, который завоёвывают не один день.

– Вы сказали: «огоньку». Но изменение в Регламент Совета о денежной компенсации депутатам некоторые восприняли неоднозначно. Народные избранники муниципального уровня работают на общественных началах. А тут, пусть небольшая, но зарплата…

– Это не зарплата, а компенсация расходов – около полутора тысяч рублей в месяц. Хотя на самом деле расходы на порядок выше. Решение соответствует действующему законодательству. Депутат может их потратить на телефонные переговоры, канцтовары, проезд, услуги почты. Ведь работа в райсовете – это не только участие в сессиях, но и профильных комиссиях, приёмах граждан. Повторюсь, сложно принять решение, которое удовлетворило бы всех. Вы присутствуете на сессиях, а особенно на комиссиях, видите, что только единицы пунктов повестки не вызывают дискуссию. Последний пример – присвоение звания «Почётный гражданин Ейского района». Законность документа, на основании которого это делается, не вызывает сомнения. Но механизм исполнения данного положения сегодня требует изменений и дополнений.

– К слову, о деньгах. Действует целевая муниципальная программа поддержки общественных организаций. Часть жителей уверены, что таким образом власти «прикармливают» общественность…

– Общественные организации – это тоже часть системы местного самоуправления, попытка людей выйти за пределы своего дома и мелочных нужд сегодняшнего дня. Такую деятельность и депутаты, и администрация должны приветствовать и поддерживать, тогда будет сформировано гражданское общество.

44 вопроса (на 8 заседаниях) рассмотрели члены комиссии в 2103 году. Среди них новая редакция Устава района, утверждение наказов избирателей, положение о бюджетном устройстве, применение в нашем муниципалитете федерального закона о закупках товаров и услуг.