«Ум и руки врачующих нас благослови!» – редкий пациент онкологического диспансера не знает слова молитвы, обращённой к иконе Божьей Матери. Думаю, атеистов в этом отделении не встретишь. Включая и врачей. Ловлю себя на том, что книга отзывов пациентов ейского онкологического диспансера сродни намоленной иконе – вместила столько судеб и надежд.

Пятый год работает начмедом ейского онкологического диспансера Владимир Николаевич Кононенко. А в хирургии – девятнадцатый. С того дня, как после Кубанской медицинской академии пришёл интерном в хирургическое отделение ЕЦРБ.

Все мы, увы, когда-нибудь и отчего-нибудь умрём. Но даже вроде бы смиряясь с этим, услышав диагноз «рак»… Наверное, онколог должен отличаться от врача любой другой специальности? Кононенко задумывается. «Наверно, должен… Чем тяжелее диагноз, тем упрямей нужно верить в выздоровление. Возможности человеческого организма окончательно не изучены. Шанс есть всегда, и мы за него боремся». Мы с Кононенко вспоминаем пожилого пациента (о нём писали в «Приазовке»), который перенёс восемь сложнейших операций, каждый раз доказывая себе и другим: «С этим можно жить!» И прожил с онкологическим диагнозом восемнадцать лет.

«Современная онкология шагнула далеко вперёд, – рассказывает Кононенко. – Особенно это касается химиотерапии и диагностики. В нашем онкодиспансере аппарат УЗИ экспертного класса позволяет делать цветные и объёмные снимки с определением кровотока, в том числе в опухоли. Это очень важно, чтобы выработать тактику лечения. В ЕЦРБ работает компьютерный томограф». «Но вы, – напоминаю, – сами говорили, что за последние пять лет заболеваемость раком в Ейском районе выросла на 8,6 процента…» «Чем лучше диагностика – тем выше выявляемость».

«И это нужно принимать не чувствами, а разумом? Но онкологический диагноз для больного – сильнейший стресс. Стараемся, чтобы не опустил руки. Объясняем, что лечение предстоит долгое. И стабилизация процесса – тоже победа. У нас есть пациенты, вместе с которыми боремся с болезнью по двадцать с лишним лет».

Встретив Кононенко на улице, такие непременно поздороваются со своим доктором по имени-отчеству. И не только о себе расскажут. Спросят: «А как вы?» Владимир Николаевич им напомнит, чтоб избегали стрессов или старались правильно их переживать. Ну, а что касается болезни… «Не умирай, пока живёшь!» – говорит Владимир Кононенко.

Но жизнь есть жизнь. И чтобы сохранить себя как хирурга, надо не только помнить каждого больного. Надо научиться забывать потери. Нашёл ли он такой баланс? Кононенко молчит.