Краснодарскому краю из российских флотов, безусловно, ближе всего Черноморский. Во-первых, потому, что здесь его Новороссийская морская база. Во-вторых, многие кубанцы служат на Черноморском флоте, в-третьих, города и районы края шефствуют над морскими воинскими подразделениями. Ейский район, например, установил прочные связи с малым противолодочным кораблём «Ейск». На 23 февраля и в День Военно-Морского Флота делегация ейчан посещает моряков-черноморцев, это стало традицией. Но Кубань незримыми нитями связана и с другими флотами России, так как среди её жителей немало моряков Балтийского, Северного, Тихоокеанского флотов. И служба там ничуть не легче, а зачастую намного сложнее, хотя бы из-за погодных условий, чем на юге России. 26 лет прослужил на Северном флоте Виктор Клинаев. Ныне – председатель районной избирательной комиссии.

Послужной список

Службу Виктор Клинаев начинал командиром машинно-котельной группы эскадренного миноносца «Спокойный». Был командиром дивизиона движения, командиром ЭМБЧ большого противолодочного корабля «Адмирал Нахимов». С 1991 года – помощник командира корабля по живучести на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Горшков». В 1994 году назначен на должность заместителя командира 43-й дивизии ракетных кораблей по электромеханической части седьмой оперативной эскадры Северного флота. За ратный труд награждён орденом «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, медалью «300 лет флоту России». Вышел в запас в 2000 году.

Гордость флота

Эскадра, в которой служил Виктор Клинаев, а она уже в мирное время получила гордое название «Атлантическая, океанская, авианесущая», имеет богатую военную историю. В годы Великой Отечественной войны корабли эскадры выполняли боевые задачи, в том числе и по охране конвоев, доставлявших в СССР по ленд-лизу технику и вооружение, одежду и продукты питания. За годы войны корабли эскадры совершили 1079 боевых выходов, уничтожили четыре и повредили 22 фашистские субмарины, сбили 47 самолётов. Только в 1944-45 годах орденами и медалями награждены 2286 военных моряков. 331 офицер, старшина и матрос эскадры отдали свои жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. В свинцовых водах Баренцева моря покоится три корабля эскадры, экипажи которых до конца выполнили свой воинский долг.

В мирное время корабли эскадры выдержали суровый нрав Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Северным морским путём военные моряки ходили до Владивостока. Из бухты Золотой Рог шли через Индийский и Атлантический океаны к родным берегам. Приходили в Севастополь и Новороссийск. Заходили корабли эскадры и в иностранные порты.

Морские сюжеты

– В дружественных Советскому Союзу странах нас встречали тепло и приветливо, – рассказывает Виктор Петрович. – Присутствие кораблей Военно-морского флота СССР возле своих берегов там рассматривали как гарантию мира и спокойствия. Так оно и было на самом деле. Достаточно вспомнить события в Анголе в 1983 году. Мы тогда совместно с кубинцами семь месяцев несли службу по охране конституционного строя в этом африканском государстве. И не допустили вмешательства во внутренние дела Анголы стран НАТО. Аналогичные примеры можно привести и по странам Ближнего Востока. В те времена в африканских странах и на Ближнем Востоке было относительно спокойно. Ситуация кардинально поменялась после развала СССР. Тогда же НАТОвцы и думать не могли о том, чтобы подвергнуть обстрелу какую-либо страну.

Но были страны, где к советским военным кораблям относились с явной опаской, а то и ненавистью. И всячески старались продемонстрировать пренебрежение к морякам страны Советов.

– Пришли как-то на Мальту, – вспоминает Виктор Клинаев, – стали у стенки. Стоим. Следом швартуется английский авианосец. Ему тут же подают воду, электропитание, обеспечивают международной связью. На пирсе возле авианосца как из-под земли вырастают торговые ряды. На наш же корабль подали только воду, и то спустя какое-то время. Конечно, торговые ряды нам были не по карману, да и электричества своего хватало. А вот с водой ситуация была напряжённая. Мальтийцы знали об этом и постарались создать нам определённые проблемы.

С водой у Виктора Клинаева был ещё один интересный случай в 90-х годах прошлого столетия. В боевом походе эскадра встретилась с американцами. Состоялся обмен делегациями. В беседе с американским командиром И. Касатонов, первый заместитель главкома ВМФ, руководивший походом, случайно обмолвился, что недостаточно запасов питьевой воды. На следующий день американцы подогнали к российскому авианосцу танкер и предложили заправиться водой, причём совершенно бесплатно.

И. Касатонов вызвал В. Клинаева и говорит: что хочешь делай, но от воды откажись. Нельзя, мол, русским морякам опускаться до уровня попрошаек. Поехал Виктор Петрович к американцам и давай им объяснять, что чисто технически осуществить операцию по перекачке воды невозможно, так как у нас разные государственные стандарты. А следовательно, крепления не совпадут. Гайки и болты у нас не такие, как у них. Те притащили откуда-то мешок с гайками, высыпали на палубу и говорят: выбирай. Перебрал их офицер для вида, пояснил, что нет таких, какие надо. В общем, от заманчивого предложения американцев удалось вежливо отказаться.

Наши прославленные лётчики Тимур Апакидзе, к сожалению, ныне покойный, и Виктор Пугачёв полетали на F-16. Взлетели с палубы американского авианосца, сели на него. И сделали вывод, что американцы на наш крейсер не сядут. Выучка не та.

Кузница асов

У нас пилотов для палубной авиации отбирали очень жёстко. Туда попадали лучшие из лучших. Порой высококлассные пилоты, творящие в небе чудеса пилотажа, не могли приземлиться на палубу авианосца.

Для обучения лётчиков палубной авиации во времена СССР на Украине был построен специальный тренажёрный комплекс, имитирующий палубу авианосца. Сейчас аналогичный строится в Ейске. И каждый лётчик должен был совершить там определённое количество взлётов и посадок. И только после этого ему доверяли посадить крылатую машину на палубу авианосца. Это давало свои результаты. На нашем крейсере при взлёте и посадке не разбился ни один самолёт, что наглядно свидетельствует о мастерстве пилотов. У американцев такие случаи были.

Примечательно, что большинство лётного состава крейсера в то время – выпускники Ейского авиационного училища разных лет. Это говорит о том, что в нашем городе подготовка лётного состава велась основательно. И выпускники училища всегда были востребованы в войсках. А уж какое они демонстрировали в небе мастерство!

Как-то в Средиземноморье лётчики по ходу движения эскадры проводили учебные полёты. За эскадрой неотступно следовал английский эсминец «Шеффилд». Англичане построили и назвали так новый корабль взамен потопленного аргентинцами во время боевых действий за Фолклендские острова. И так английскому капитану понравился пилотаж наших лётчиков, что он вышел в эфир и сделал комплимент командующему походом. А тот в шутку и скажи: за комплимент спасибо, но лучше бы в гости пригласили. В эфире повисла пауза, после которой связь отключилась. Оказывается, англичане стали обдумывать предложение русских моряков. Права у командира корабля приглашать в гости иностранные делегации не было, он связался с адмиралтейством. Видимо, согласование шло в самых верхних эшелонах власти. Через два дня англичане вновь вышли в эфир и сообщили, что готовы принять делегацию из пяти российских моряков. В их число попал и Виктор Клинаев.

– Приём был довольно радушным, – вспоминает Виктор Петрович. – Встретились мы с офицерским составом корабля в кают-компании. Поразило, что более 30 процентов личного состава – женщины. И службу несут наравне с мужчинами. Удивила и организация службы. Отстояв вахту, каждый волен заниматься тем, чем пожелает. Можешь спать, можешь идти в спортзал, а можешь и в баре посидеть. В общем, кому что по душе. Но когда подходит время твоей вахты, будь добр явиться на дежурство свежим, как огурчик. У нас служба была организована иначе, много времени уходило на различные построения, проверки личного состава и т.п. И при выполнении какой-либо задачи, например, подготовке корабля к выходу в море, упущенное приходилось навёрстывать за счёт авральной работы всей команды. Но с другой стороны, работа в экстремальных условиях сплачивала экипаж. И он работал как единый механизм и выполнял поставленную задачу в срок…