Как родители помнят нас маленькими, так старожилы вспоминают Ейск, который был в начале 50-х провинциальным городком с парой-тройкой автобусных маршрутов. На месте корпусов больницы был пустырь – его ейчане называли «выгон», там паслись коровы, а ребятня гоняла мяч. А парк Поддубного пленял роскошной неухоженностью крон, полянами, где городские жители устраивали пикники. В саду Калинина в деревянной «раковине» по выходным играл духовой оркестр. Колонки на углах служили не только по прямому назначению – они являлись ориентирами. «Пройдёте до колонки, там на углу бабушка с семечками…» – объясняли дорогу приезжим. Ах, эти бабушки! Они всегда сидели на «своих» углах и продавали семечки. Большой стакан, маленький… И рядом аккуратная пирамидка кулёчков. Они казались вечными, как будто даже не старели. Многое из этого помнит нынешний глава города Валерий КУЛЬКОВ. О многом мы повспоминали с ностальгией. Накануне дня рождения города наш с мэром разговор сложился не только и не столько о проблемах «глобальных», которые, конечно, предстоит решать властям. Мы говорили о том, что выхватывает из общей картины курортного городка хозяйский взгляд ейчан, сторонний взгляд приезжих.

– Валерий Викторович, курортники мечутся по центру в поисках парка имени Поддубного, остановок автобусов на пляж и на «море», к дельфинарию, в гостиницы, травмпункт… Как отнесётесь к идее установить в центре Ейска художественно выполненную, к примеру, из камней и ракушки карту города?

– На въезде в город, у курортного бюро, карта города есть, но это баннер. А предложение заслуживает внимания. Если найдутся мастера, художники – почему бы нет? Такая карта не только будет полезной, но может стать украшением города. Пусть откликнутся предприниматели, энтузиасты – те, кто этим загорится. Я бы помечтал и о макете города, по которому можно путешествовать пешком, как, например, в Израиле. Но для этого нужно найти подходящий участок земли, талантливых мастеров и, конечно, деньги.

– Наши читатели предлагают установить мемориальные доски на домах, где жили Сергей Бондарчук и Нонна Мордюкова. А теперь и на доме Евгения Александровича Котенко в Ялтинском переулке. А старожилы Ейска готовы поделиться воспоминаниями о талантливых земляках, с которыми когда-то жили по соседству.

– Это было бы замечательно. То и другое передам сотрудникам краеведческого музея.

– Если речь о краеведческом, правда ли, что новое здание для него собираются построить в парке имени Поддубного?

– Такую возможность рассматриваем. Там есть земельный участок, чтобы создать музейный комплекс.

– Но там ведь скоро не останется травы – всё заасфальтируют. Будет не парк, а индустрия развлечений. И это беспокоит ейчан.

– Но и третий этаж в здании в центре города – не место для музея. Мы рассматривали несколько вариантов его переселения, в том числе в Дом офицеров (собственность района), в здание сельскохозяйственного колледжа на Карла Маркса (краевая собственность). Постараемся, чтобы музей вписался в зелёную зону парка без ущерба для деревьев.

– Вы сказали про улицу Маркса. А ещё есть Энгельса, Ленина, Люксембург, Свердлова… Эти революционеры не имеют прямого отношения к истории нашего городка. Ейчане спрашивают, будут ли улицы переименовывать и предлагают присваивать им имена знаменитых земляков.

– А есть ли необходимость «менять таблички»? Не только потому, что дело это затратное. Это история. И какой бы она ни была – она наша. А вот в микрорайонах – 39-м и 40-м, проекты строительства которых уже разработаны, улицы, названные в честь известных ейчан, могут быть. Готов рассмотреть предложения.

– В различных городах стоят скульптуры водовозов, трубочистов… В Сочи есть памятник ювелиру, в Белгороде – вязальщице чулок. В Анапе – «белой шляпе». А в городе Нягань Ханты-Мансийского автономного округа скульптор изобразил беседующих дворника и сантехника, выглядывающего из люка. В Нижнем Новгороде изваяли уличного скрипача. Челябинцы соорудили памятники чистильщику обуви и нищему у банка. У Ейска тоже есть свои «визитки» – фигуры казака с казачкой. А ещё символом нашего города могла бы быть бабушка, торгующая семечками.

– Идея великолепная! Предлагаю обсудить её через газету. Для моих ровесников эта «бабушка из детства» – милый штрих к портрету города.

– «Пришёл Ахмет, привёл барана… А я сидел и ел сметану…» Вам не знакомы эти строчки? Ейчане и, что вдвойне неловко, гости города вынуждены выслушивать подобную «поэзию» в центре Ейска. То же о «незвуковой» рекламе. Она у нас невообразимо разномастная – даже без намёка на сколь-нибудь единый стиль.

– Реклама на баннерах – прерогатива нашей районной власти. Но есть обоюдное желание привести её в соответствие с эстетическими критериями и, конечно, с действующим законодательством. По этому вопросу находим взаимопонимание и над этим работаем.

– Горожан волнует судьба улицы Ростовской. Будут ли там заменять деревья, как на Гоголя? Если да, это будут всё те же шаровидные клёны? Ведь неповторимый шарм нашему городу всегда придавали роскошные старые деревья.

– Согласен, но место им в парках и зелёных зонах. У них слишком большие кроны и развитая корневая система, чтобы оставлять их вдоль автотрасс и вблизи фундаментов домов. На Ростовской могут быть не клёны, а, скажем, рябины. Пусть ейчане предлагают, в том числе через газету. Но думать о реконструкции Ростовской будем, когда увидим окончательный результат на Гоголя. Там, от Либкнехта до Хмельницкого, к Дню города хотим установить 84 новые электроопоры и 44 современных светильника. И так планируем реконструировать эту улицу до Шмидта. К сожалению, на продолжение основных работ – прокладку под землёй кабеля и асфальт – пока нет средств.

– А труд озеленителей ейчане могут оценить уже сегодня…

– К 20 июня согласно муниципальному контракту «Ейскблагоустройство» высадило 58500 однолетних и 340 многолетних цветов на клумбах площадью более 5500 квадратных метров, а также 433 кустарника.

– Куда деваются гранитные бордюры, взамен которых на старых улицах уложили обычные, бетонные? И какова судьба гранитного булыжника, который в виде дани привозили в ейский порт суда и которым в старину мостили наши улицы?

– Если речь про улицу Победы, где продолжается реконструкция, ни один бордюр и ни один гранитный камень из-под вскрытого асфальта никуда не вывезли. Там же и укладывают. Хотя есть выбраковка, поэтому завозим туда гранитную брусчатку, взятую когда-то на других улицах. Она, как и бордюры, хранилась в ООО «Ейскблагоустройство». То и другое уже использовали в реконструкции улиц Свердлова и Ленина. И если в центре города будут лишь декоративные вкрапления «гранитной старины», в будущем есть желание выложить исторической брусчаткой улицы Победы и Свердлова до Шмидта.

– Улица Шмидта ведёт в ту часть нашего города, которая может стать одной из самых привлекательных для отдыха.

– В настоящее время по заказу городской администрации выполнен проект благоустройства Таганрогской набережной от аквапарка до улицы Ростовской с обустройством двух спусков. Проект предусматривает устройство из тротуарной плитки пешеходной зоны шириной до 5 метров, новое освещение с установкой чугунных светильников, а также кованое ограждение, лавочки, урны и другое. Уже осенью на выделенные губернатором деньги начнём благоустройство набережной. Хотим закончить работы к следующему курортному сезону. А что касается купания – за обустройство участка от Ростовской до аквапарка отвечает ООО «Бокс-140», и минимум необходимого (раздевалки, биотуалеты, мусорные контейнеры) там есть. Расчистка же мест купания от камней требует больших затрат. Поэтому любителям песчаного дна стоит выбирать центральный городской пляж. А на участке от Ростовской в сторону военного городка купаться вообще запрещено из соображений безопасности.

– Не первый раз ейчане жалуются на неприятный запах Ейского лимана. Работники очистных сооружений утверждают, что аварийных утечек нет. «Роспотребнадзор» опасного загрязнения тоже не находит.

– Поскольку по результатам химических анализов в воде не выявлено посторонних примесей, а жалобы ейчан на запах продолжают поступать и повторяются заморы рыбы, мы направили письмо в Ростов-на-Дону. Просим Южный научный центр Российской академии наук провести в Ейском лимане выборочные исследования с отбором проб воды и донных осадков.

– На сегодня городским властям удалось обеспечить круглосуточное снабжение города питьевой водой. Но во время ливней возникает «обратная» проблема – избыток дождевой воды заставляет пешеходов шагать по бурному потоку, разувшись и подкатив брюки.

– Проблема в стадии решения. Дело в том, что на балансе Центра городского хозяйства 4569 метров ливневых канав. Из них 3433 метра – железобетонные лотки и плиты, на 80 процентов нуждающиеся в ремонте. Остальные – земляные, которые надо бетонировать. С ООО «Экотранс» заключён муниципальный контракт на очистку ливневых канав и откачку ливневых вод. Стоимость работ 800 тысяч рублей, срок контракта – до 30 ноября этого года.

– Отдыхающие отмечают, что проблем с общественным транспортом в Ейске не существует. Маршрутки ходят, «как электрички в метро». И вот их стали заменять на не слишком современные автобусы-«пазики»…

– Это делается согласно действующему законодательству и направлено на повышение безопасности и качества пассажирских перевозок. К тому же, использование более вместительных автобусов разгрузит городские магистрали. Конечно, хотелось бы видеть на наших улицах не только автобусы ПАЗ, но и фирм «Хёндай», «Мерседес», «Форд». К сожалению, перевозчикам нужно время, чтобы на них заработать.

…«Так было» и «так стало» – лишь ориентиры на пути, которым идёт любимый город, чтобы стать лучшим на Кубани (почему бы нет?). И уж точно – самым красивым и любимым для нас.