Вот когда убедилась в том, что старые и ветхие деревья нужно с улиц убирать. Ведь они могут перекрыть проезжую часть, став причиной ДТП, упасть на крыши, провода, газовые коммуникации и тротуары.

Но в день, когда «дежурила» вместе со спасателями городской службы спасения, шёл безобидный, как казалось, дождь. И хотя с утра было штормовое предупреждение и усиливался ветер, видимой угрозы погода не предвещала. Когда в три часа дня пришла на улицу Мичурина, 2а, где находится служба спасения города Ейска, дежурные – Александр Дедура, Стас Зубач, Сергей Кайдалов, Олег Савченко – только что вернулись со служебного выезда. Как объяснили, оповещали граждан о местах опасных или запрещённых для купания. Показали карту побережья, где вдоль лимана красным обозначено, где купаться вообще запрещено, а жёлтым – где опасно. «Мы разъясняем это по громкоговорителю», – рассказывает начальник аварийно-спасательного подразделения, старший смены Александр Дедура. «И как успехи?» – спрашиваю. «Купаются, – хмуро отвечает. – Пару дней назад в Широчанке и от «Висты» в сторону Морского в запрещённых для купания местах через каждые четыреста метров разместили несколько десятков табличек с указанием причины запрета: возможен обвал грунта с обрыва. Предупреждения исчезли как одно».

Ветер постепенно усиливается. Не выдержав его порывов, обрушивается зелёной массой тополь на Кирпичной. Спасатели выезжают освобождать пешеходную дорожку. И почти сразу диспетчер принимает сообщение, что у дома на Коммунаров, 83, упавшее дерево придавило легковой автомобиль. В машине со знакомой ейчанам оранжево-голубой полосой мчимся к месту происшествия. Дерево порвало провода. Прибыв на место, узнаём: только что приезжала автовышка ейских электросетей, чтобы отключить питание. Пока владелец иномарки, наблюдающий за происходящим уже со стороны, приходит в себя, спасатели, порядком поднапрягшись, снимают с помятого кузова тяжеленный ствол. Потрясённый тем, что был на волосок от гибели, водитель спрашивает: «Теперь мне можно выезжать?» «Выезжай». Изувеченный, но остающийся «на ходу» автомобиль трогается с места. «Даже без «спасибо», – тихо замечаю. «Ему, – объясняют, – сейчас не до благодарности. Мы прекрасно это понимаем». Спасатели с бензопилой углубляются в лежащую на тротуаре крону. Распиливают мощный ствол и складывают в стороне, освобождая тротуар.

Спасатели свою работу сделали. Но оперативный дежурный сообщает по рации, что на улице Краснодарской большая ветка, похоже, лежит на высоковольтной линии. Едем туда. Диспетчер оказался прав – тут нужны электрики. Мы возвращаемся на базу. В диспетчерской у меня есть несколько минут, чтобы полистать журнал аварийно-спасательных работ. Очень часто спасателей вызывают, чтобы… донесли больного на носилках до машины «скорой помощи». Подобных вызовов почти половина. Не меньше вызовов с просьбой открыть дверь с заклинившим замком. Хозяйка инструктирует спасателей, что в её замке «не так». Её осведомлённость неслучайна. С месяц назад спасатели уже советовали женщине сменить замок.

Опять звонок оперативному дежурному: «Разбили градусник. Что делать со ртутью?» Приехавшие по указанному адресу спасатели специальной «грушей» собирают раскатившиеся по квартире шарики, обеззараживают помещение раствором марганцовки. И снова возвращаемся на базу. Сегодня заступил на смену Владимир Гниденко – оперативный дежурный ГО и ЧС города. Координирует работу службы спасения, пожарных, полиции, скорой медицинской помощи, ЖКХ по устранению чрезвычайных ситуаций.

В минуту передышки спасатели меня слегка развеселили. Показывают недавнюю запись в журнале: «Два домашних кота бросаются на хозяев. Ведут себя очень агрессивно». В графе «проведённые АСР (аварийно-спасательные работы)»: «Изловили котов. Вывезли за черту города». Как расскажет выезжавший на укрощение котов Сергей Куренной, встретила спасателей хозяйка в состоянии, близком к шоковому: «Муж кошаков хотел разнять – они ему когтями вену разорвали, он сейчас в травмпункте».

Животные подкидывают неожиданности – процентов двадцать вызовов. Но больше удивляют люди. Звонок оперативному дежурному: «Огромная собака кидается на прохожих». Спасатели спешат по адресу, где, прижавшись к забору, сидит кавказская овчарка. Пытаются накинуть на неё петлю – отбегает. И снова возвращается к закрытой калитке. Поскольку хозяева не показываются, спасатели заходят во двор. А там распахнутый вольер. На крыльце появляется женщина и объясняет, что «собака слушается только мужа, а его нет дома». Среди спасателей кинолог. Загоняют пса в вольер, он оказывается не такой уж страшный. Куда страшнее и хитрее бывают владельцы. Недавно выезжали по просьбе «спасти от очень агрессивной собаки». Увидели понурую дворнягу, закрытую в вольере. Зачем вызывали? «Да она уже старая! Может, усыпите?» «Вызывайте ветеринара».

Дождь разошёлся не на шутку. В 22.40 оперативный дежурный принимает сообщение: на перекрёстке Чапаева и Либкнехта образовалась яма. На месте выясняется, что грунт просел там, где вели ремонтные работы. Спасатели выставляют ограждение, диспетчер сообщает о случившемся коммунальным службам. Летом за сутки случается больше десятка выездов. В ту ветреную ночь экипаж спасателей на базу почти не возвращался, принимая вызовы по рации. Но заглянуть в «аварийный журнал» ещё разок мне всё же удаётся. Бросается в глаза запись: «Девушка в состоянии наркотического опьянения пытается выпрыгнуть из окна третьего этажа». Тогда спасатели успели и передали несостоявшуюся самоубийцу медикам. А вот другая на глазах входивших на балкон спасателей бросилась вниз, но мать схватила дочь за руку, и та повисла за перилами. Спасти ей жизнь помогла мгновенная реакция спасателей.

Выехав к месту ЧП, они становятся свидетелями не только человеческих трагедий, но и трагикомических ситуаций.

Когда-то на «кирпичиках» в заброшенный сухой колодец провалился козёл. Вожак стада, вспоминают спасатели, вёл себя достойно, не дёргался и не кричал, когда вытаскивали с семиметровой глубины. А радости хозяйки не было границ. Мужчина, играя с сыном, засунул палец (к счастью, собственный) в металлическую гайку. А годовалый малыш напялил себе на голову пластмассовый горшок. У пенсионера застряла нога за ванной – вздумал самостоятельно отремонтировать трубу.

Журнал аварийно-спасательных работ, который ведут старшие смены, начат 1 января 2013 года. В нём уже более пятисот записей о выездах к месту происшествия. «Благодарят вас часто?» – спрашиваю. «Бывает, бабушки в газету пишут. Но в основном люди стараются такое поскорей забыть. Мы их прекрасно понимаем».

А я в то самое «моё дежурство» поняла, что парни с подготовкой альпинистов, водолазов, газодымозащитников, кинологов, специалистов по ликвидации разливов нефти рискуют собой не только в случае человеческой трагедии, но порой – из-за человеческой глупости и безответственности.