– Ошеломляюще и неожиданно для нас, что в таком маленьком городе есть свой настоящий джазовый оркестр! Как он виртуозно играет, каким радостным ликованием наполняет душу! – так восторженно отзывались мои гости из Санкт-Петербурга, побывавшие недавно на концерте ейского биг-бэнда. И, уезжая, попросили меня рассказать о нём.

Прелюдия в стиле…

Вот что удивительно: кто и как ни относился бы к джазу, но и наши родители, и мы, и наши дети с восхищением смотрели бессмертные кинофильмы, в которых главным действующим «лицом» был джаз и играли лучшие джазовые оркестры. Вы только вспомните: «Весёлые ребята» с джаз-оркестром Леонида Утёсова, «Серенада Солнечной долины» с биг-бэндом Гленна Миллера, «Мы из джаза» с оркестром Анатолия Кролла. А разве не звучали во многих семьях грампластинки с записями песен мировых джазовых звёзд даже тогда, когда джаз в нашей стране претерпевал запреты и гонения. Вот и у моих родителей долго хранились пластинки с неповторимыми голосами Луи Армстронга, Фрэнка Синатры, Сары Вон, Эллы Фицджеральд. А более поздний джаз в начале девяностых ворвался в наш дом вместе с юностью сына, увлёкшегося этой музыкой, как и большинство сверстников. Слушая его магнитофонные записи, я не могла не восхититься необычным пением джазовых вокалистов, их сложной манерой исполнения.

И уже тогда, чтобы быть «в теме» интересов сына, мне пришлось обратиться к литературе о джазе. Сразу впечатлило, что, появившись впервые в США на рубеже XIX-XX веков, джаз быстро овладел умами и сердцами широкой публики разных стран. Бодрящая, ритмичная музыка джаза оказалась созвучна настроениям людей, пробуждала веру в высокое предназначение человека, в его творческий потенциал, раскрепощала эмоции слушателей, доставляла им радость.

Впрочем, джаз можно было изучать бесконечно, но так и не постичь его тайны, пока не услышала эту музыку, как говорят, «вживую» и не где-нибудь в стольном граде, а в нашем милом Ейске.

«Я шёл к оркестру очень долго…»

Весной 1998 года театрально-музыкальный сезон в городе открылся концертом эстрадно-симфонического оркестра, создателем, художественным руководителем и дирижёром которого был Александр Анатольевич Ивахненко, в то время директор Ейской музыкальной школы. Эта премьера стала сенсацией. Ещё бы! В небольшом провинциальном городке – настоящий оркестр, объединивший 43 лучших музыканта города. Оркестр имел два состава – эстрадно-симфонический (22 музыканта) и биг-бэнд (21 музыкант). Это позволяло давать концерты из двух отделений: в первом исполнялись классические, а во втором – лучшие произведения мирового джазового искусства. Когда в день празднования 150-летнего юбилея города на Театральной площади состоялось первое большое представление оркестра, публика, до отказа заполнившая площадь, взорвалась овациями и криками «браво», «бис». Особенно ликовали зрители, когда ейский биг-бэнд здесь же выступил вместе с гостями – вокально-джазовым ансамблем из Кореновска. На глазах восторженной публики в Ейске рождался джаз! Его создатель с полным правом мог бы сказать о себе словами Маяковского: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана».

Александр Анатольевич Ивахненко – человек редкой творческой энергии и самоотдачи. Сегодня он успевает руководить муниципальным учреждением «Ейский городской центр народной культуры» и работать со своим главным делом жизни – оркестром. Признаётся, что идею создания большого симфонического оркестра вынашивал ещё с тех пор, когда в 1973 году начинал работать в музыкальной школе заведующим отделением народных инструментов, а спустя два года попытался на базе завода «Аттракцион» создать небольшой инструментальный ансамбль. Всю эту работу он совмещал с учёбой в Краснодарском институте культуры, куда поступил сразу после окончания музыкального училища. Когда же в 1985-м стал директором музыкальной школы и у него уже было накоплено достаточно партитур, создано авторских аранжировок произведений для будущего оркестра, он приступил к самому трудному этапу – подбору состава оркестра. Дирижёр очень долго шёл к своей цели путём проб, ошибок и поисков. Зато теперь полноценный оркестр на деле доказывает, что джаз – это музыка неординарных личностей, умеющих мыслить нестандартно, в то же время подчиняться строгой оркестровой дисциплине.

Интересы жителей Ейска превыше всего

Но случилось непредвиденное: из-за травмы Ивахненко перенёс в начале нового века тяжелейшую операцию на позвоночнике, после чего много месяцев находился в корсете, не мог ходить. Затем несколько лет ушло на реабилитацию. Оставшись без руководителя, некоторые музыканты уехали из города, другие навсегда оставили музыку. Вернувшемуся к работе дирижёру пришлось возрождать оркестр. Существенную материальную помощь оказал известный меценат, в то время генеральный директор фонда Святителя Николая Чудотворца Михаил Иванович Чепель. В 2009 году он подарил коллективу полный комплект музыкальных инструментов. И вновь благодарные зрители наслаждались виртуозной игрой джазового оркестра. Свою изюминку вносил лауреат всероссийских и международных конкурсов, талантливый певец и музыкант Олег Аккуратов. Подобно красочным фейерверкам проходили концерты оркестра в городе и районе, в гастрольных турах в Краснодаре, Сочи, Туапсе, Иваново, Курске. Их везде сердечно принимали, им бурно рукоплескали.

В прошлом году в силу известных обстоятельств оркестр остался без музыкальных инструментов и его покинул Олег Аккуратов. Любители джаза замерли в тревожном ожидании: что же будет с оркестром? И тут уж глава города В.В. Кульков не мог допустить, чтобы пострадали интересы жителей Ейска – многочисленных любителей джаза. По его инициативе городской Совет депутатов принял решение о выделении средств на приобретение новых инструментов. Недавнее триумфальное выступление оркестра подтвердило, что коллектив находится в прекрасной творческой форме и у него большое будущее. Сегодня у оркестра обширный репертуар. В одном концерте можно услышать и произведения мирового джаза, и популярную музыку эстрадных композиторов в джазовой обработке.

Золотой запас оркестра

Музыкантов и вокалистов биг-бэнда отличают большая любовь к джазовой музыке, глубокий профессионализм и способность к импровизации. Вот только один любопытный эпизод. Когда на концерт биг-бэнда по уважительной причине не смог приехать приглашённый выдающийся саксофонист Вениамин Мясоедов, прозванный «человеком-оркестром», произведения из его репертуара блестяще исполнил талантливый саксофонист оркестра Сергей Маловичко. Чистотой звучания, безукоризненностью и виртуозностью покоряет игра солиста-саксофониста Николая Конышева, которого гармонично дополняет безупречной, изящной игрой группа саксофонистов – Пётр Конышев, Виталий Пекушев, Андрей Куранов. А как колоритны и убедительны партии тромбонов в исполнении Александра Моисеева, Николая Коржа, Владимира Вялова, Сергея Кашперко. Слаженной ансамблевой игрой труб, совершенным чувством ритма отличаются музыканты Владимир Курбатов, Павел Одинцов, Андрей Штырхун, Григорий Фролов, Евгений Меркулов, Александр Галкин. Яркую изобретательность и выразительность демонстрируют в игре Игорь Ахмедханов (ударные), Аркадий Шалак (клавишные и перкуссия), Ольга Калина (клавишные) и Александр Чёрный (гитара). Фундаментом оркестра является бас, который ведёт за собой весь оркестр, и с этой задачей великолепно справляется, тонко чувствуя музыку, Елена Ивахненко. Профессионализм биг-бэнда настолько высок, что под его аккомпанемент выступали мировые знаменитости Брайан Мебенге и Заур Тутов, а также звёзды джаза и эстрады Дана Жирикова, Аида Газизулина, группа «Доктор Ватсон».

Покоряют необычной красотой тембра голоса солисты биг-бэнда Владлена Соколова (она выступает с самых первых джазовых концертов) и Владимир Брагин, который удостоен титула «Серебряный голос России». А гостья из Краснодара, бессменная участница ейского биг-бэнда Ирина Бабичева – это эталон уникального джазового исполнения, потрясающего голоса и обаяния.

Чётко обеспечивают техническую сторону работы оркестра звукорежиссёры Николай Соколов и Андрей Прилепский, художники по свету Сергей Богомолов и Сергей Олешко, художник-оформитель Ирина Данилюк и техник сцены Андрей Коровкин.

И с этим замечательным талантливым коллективом, имя которому «Ейск биг-бэнд», с удовольствием работает его художественный руководитель и дирижёр Александр Анатольевич Ивахненко, настоящий профессионал, трудами и заботами которого джаз завоёвывает заслуженное признание в нашем городе.