О жизни этой женщины известно очень немногое. Впрочем, подобная участь ожидает любую мать, посвятившую себя исключительно воспитанию детей. Сведения об Александре Павловне Черниковой приходится собирать по крупицам, из которых складывается портрет замечательного человека.

Дочь тамбовского коллежского асессора вышла замуж за молодого военного лекаря Петра Кащенко, происходившего из старинной казачьей семьи и только окончившего Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Вскоре супруги переехали в Ейск. Здесь был расквартирован полк, в котором служил Пётр Фёдорович. Глава семейства вместе со своей частью отправлялся то на один, то на другой театр военных действий. Александра Павловна рожала и воспитывала детей. Когда же муж в 1874 году скоропостижно скончался, на руках у неё остались восемь ребятишек. Самому старшему было шестнадцать, самому младшему – всего один год.

Черникова совершила настоящий подвиг, сумев в одиночку, на скромную пенсию покойного мужа, воспитать и дать хорошее образование всем своим детям. Двое из них – Пётр и Всеволод Кащенко – стали учёными, совершив прорыв не только в медицине, но и в педагогике. Намёк на дальнейшую судьбу самоотверженной матери есть в воспоминаниях её внучки Анны Всеволодовны Кащенко: «Когда все дети встали на ноги, приняла решение уйти в монастырь. Уехала в Иерусалим, где заведовала странноприимным домом».

В то время в Иерусалиме существовала всего одна женская обитель, принадлежащая Русской православной церкви – Горненский монастырь, основанный в 1874 году. В девятнадцатом веке он располагался в селении Эйн Карем близ Иерусалима, ныне – в южной зоне израильской столицы. Мы отправили запрос в Горненский монастырь, но ответ оттуда оказался краток: «Сведений нет».

Израильский историк Павел Платонов, автор обширной статьи, в которой подробно описана история Горненской обители, оказался более любезен: «Архив монастыря закрыт. Притом он находится в серьёзном беспорядке, его только недавно начали разбирать». Документов из позапрошлого века у монахинь могло и не сохраниться. Ведь в годы Первой мировой войны монастырь, находившийся на территории, подвластной российскому противнику, Турции, пережил жестокое разграбление.

Но вот у того же Павла Платонова читаем цитату из документа, в котором перечислены здания, принадлежащие Горненскому монастырю: «Дом второй для приюта поклонников… в доме живёт смотрительница приюта монахиня Апполинария и её помощница Манефа Яйцева». Документ этот, датируемый 1894 годом, хранится в Архиве внешней политики Российской империи и опубликован в книге «Россия в святой земле. Документы и материалы».

Я не могу с уверенностью утверждать, что смотрительница приюта поклонников Горненского женского монастыря монахиня Апполинария и ейчанка Александра Черникова («уехала в Иерусалим, где заведовала странноприимным домом») – одно и то же лицо. Но вычислив, сколько могло пройти времени до получения образования самым младшеньким из обширного семейства Кащенко, мы упрёмся в последнее десятилетие девятнадцатого века. Может, совпадения неслучайные…