Золотым веком ейской экономики называют начало ХХ века. В 1911 году через город к порту проложены железнодорожные пути. Примерно этим же временем датируются большинство сохранившихся до сегодняшнего дня купеческих особняков.

Здание с лавкой и жилыми помещениями строилось, когда у человека появлялся первый капитал. Если дела шли успешно, возводился роскошный дом по последней моде. Например, купец Гордей Кудинов вначале стал хозяином дома, где сегодня располагается военная комендатура, а затем построил особняк, в котором ныне находится военкомат.

На 1 января 1861 года в Ейске насчитывалось 397 купцов всех гильдий при общей численности населения 22447 человек, а в 1897 году их уже было 539 при населении 39212 человек. Когда город только начал возводиться, была выгодна торговля строительными материалами. Лесные биржи (сегодня это называется склад-магазин) располагались на берегу лимана. К берегу подходили плоты из брёвен, их рассоединяли и пускали на продажу. Иногда по воде сплавляли уже готовые деревянные избушки. Впрочем, сельхозпроизводство сразу и полностью захватило умы местных жителей.

И тогда, и полвека спустя, и сегодня город жил и живёт за счёт сельхозпроизводства в округе и торговли. Промышленность была в зачаточном состоянии – крошечные производства, рассчитанные на региональный рынок.

В первую очередь состояния делались на зерне. Его выращивали, хранили и продавали (даже за границу). Как отмечает в своей книге «С любовью о Ейске» Геннадий Климентьев, в 1853 году в Англию, Францию, Австрию и Турцию было вывезено 11 тысяч 677 четвертей пшеницы на сумму 61 тысяча 978 рублей. В 70-х годах грузооборот Ейского порта оценивался более чем в 5 миллионов рублей. К 1904 году Ейск стал настоящим портовым городом, получив в своё распоряжение современный каботажный порт.

Годовой оборот мануфактурного магазина (21 работник) купца Георгия Тохова в 1916 году – 360 тысяч рублей. И сегодня это очень приличные деньги. А тогда дом с лавкой стоил от 1200 до 7000 рублей, особняк, в частности дом купца Ивана Агабабова (нынешняя начальная школа СОШ № 2), – 30 тысяч рублей. Десять сотрудников ейской конторы международной компании «Дрейфус и К» за год на торговле зерном делали 1,2 миллиона рублей. При таком же штате годовой оборот торгового дома братьев Сифнео – три миллиона. А чугунно-литейный завод с тремя работниками давал две тысячи рублей.

Хозяева «ссыпок» (амбаров для хранения зерна) зарабатывали поменьше. Доходы купцов братьев Карпа и Ивана Замша – 100 тысяч, Михаила Жердева – 250 тысяч рублей. Как и другие, они закупали пшеницу, хранили её, искали рынки сбыта. Основная часть «элеваторов» находилась в районе улицы Хмельницкого.

В урожайные годы пшеницы собирали 200-300 пудов с десятины. Это примерно по 32-42 центнера с гектара. Сегодня хорошая урожайность – 55 центнеров с гектара.

Зерно покупали не только у казаков в окрестных станицах. Летом Ейск пустел – многие уезжали семьями на хутора, но не для отдыха. Горожане арендовали землю, покупали её и выращивали зерно на продажу. Мещанин Дубовик (с родными и двоюродными братьями) имел несколько хуторов. Вполне нормальным (да и до недавнего времени тоже) считалось держать на подворье живность, возделывать огород.