Торговая точка в сельской местности была и остаётся центром общественной жизни. И показателем «здоровья» населённого пункта. Если люди оттуда уезжают, у них нет денег на товары, магазин первым реагирует на изменившуюся конъюнктуру и закрывается.

Оборот розничной торговли муниципалитета в прошлом году – 14 миллиардов рублей. На 79 процентов его сформировали предприятия стационарной торговли. В консолидированный бюджет края в 2012 году они перечислили более 135 миллионов рублей налогов.

В Ейском районе работает 1098 магазинов. Обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей в нашем районе – 628 квадратных метров (среднекраевой показатель – 415 квадратных метров). За год площади выросли почти на 10 процентов. Плохо только, что распределены магазины по территории района очень неравномерно. В двух крупных населённых пунктах – Ейске и Должанской – сосредоточена основная часть жителей (не считая курортников), а также магазинов, предприятий бытового обслуживания. Относительно неплохо обстоят дела в Ясенском, Александровском, Ейском и Копанском сельских поселениях. И если на селе не хватает простых магазинов с элементарным набором продуктов и промышленных товаров, то горожане жалуются на недостаточное развитие торгово-сервисной структуры по обслуживанию автомобилей.

На вопрос, как открыть магазин, в Интернете можно найти 55 миллионов ответов и предложений. Но нет во всемирной сети советов, как создать прибыльную торговую точку на крошечном хуторе. В каждом районе ищут свой рецепт. Чаще всего уговаривают торговцев хотя бы раз в неделю приезжать на хутора, чтобы старики могли купить хлеб и пачку стирального порошка. Так поступали и в Ейском районе. Например, автолавка ехала в посёлок или станицу, а потом заезжала на ближайшие хутора. Но выручка на дальних точках за одну поездку не превышает 200-400 рублей. Этих денег не хватает даже на бензин, не говоря уже о зарплате продавцу и водителю. Запросы у селян (как и у всех людей) разнообразные, а объёмы совсем небольшие. Покупатели приходят со списком – им нужны и пачка творогу, и банка краски. Часто везут в одной кабине и промышленные, и продовольственные товары. На это контролирующие органы частенько закрывают глаза – люди не должны страдать. Когда бизнесмены рассказывают о торговле на хуторах, невольно переходят на уменьшительно-ласкательные формы. Так получаются «пачечка творогу», «баночка краски». Ведь живут здесь по нескольку десятков человек. Предприниматели говорят, что таким населённым пунктам нужны мини-сельпо на колёсах, которые приезжают на хутора несколько раз (да хотя бы раз) в неделю. Правда, не ясно, кто будет организовывать торговлю – частникам она не выгодна.