Похоже, Кубань находится в хроническом эксперименте. Пока российские бюджетники готовятся перейти на новую оплату труда (старт будет дан 1 января 2009 года), в крае уже сейчас рассчитывают бюджетную зарплату по новой системе. Как проходит практическая обкатка законодательной теории в школах и садах Ейского района, журналистам рассказала директор централизованной бухгалтерии образовательных учреждений Л.А.Третьякова.
На новую оплату труда ейские педагоги перешли вместе со всей Кубанью 1 декабря этого года. Правда, в неполном составе. Как пояснили экономисты, нововведение миновало учителей-предметников, и без того с 2006 года находящихся в состоянии эксперимента, согласно которому их заработная плата «привязана» к стоимости педагогической услуги. Другими словами, напрямую зависит от количества обученных детей. Что в сумме с разного рода доплатами (за классное руководство, педагогический стаж, проверку тетрадей и т.д.) и дает конечный результат. Педагогам же дополнительного образования, учителям ОБЖ, логопедам и работникам дошкольных учреждений можно рассчитывать на прибавку. С этого месяца их зарплатный фонд увеличивается на 22%. По предварительной оценке, новое предложение должно пополнить преподавательский доход на 1 – 1,5 тысячи рублей.

При этом суть реформы состоит в замене действующей с 1992 года единой тарифной сетки в пользу стимулирования эффективности труда. Вместо привычных 18-ти разрядов останутся 4 квалификационные группы, подразделяющиеся в свою очередь на квалификационные уровни. Дополнительные навыки и усилия сотрудников будут поощряться в виде компенсационных и стимулирующих выплат. Для педагогов это выслуга лет, «высота» категорий, результативность учебного процесса и т.д.

«Переход на новую оплату – процесс достаточно сложный в плане «обкатки», – считает Л.А.Третьякова, – но позволяющий значительно увеличить зарплату в сфере образования. Например, оклад воспитателя по ЕТС составляет 2600 рублей, по новой системе – 4200». То же самое и с окладом техперсонала. Даже без компенсации за вредность (работа с химикатами) он поднимается примерно на 80%.

Педагогов, кстати, этот факт несколько настораживает. Возникает закономерный вопрос – хватит ли дополнительных 22%, чтобы с размахом заботиться о младшем обслуживающем персонале и «насобирать» на повышенную зарплату специалистам?

Что касается декабря, утверждает Л.А. Третьякова, то выделенные средства позволили предусмотреть все моменты: повышающие коэффициенты к окладам, обязательные компенсационные выплаты (за работу в сельской местности, ночные смены, специфику обучения и т.д.) и стимулирующие надбавки (за стаж, внедрение инновационных технологий и др.). Небольшие «поправки» были сделаны в маленьких, на 1 – 2 группы, детских садах (таких в районе 8). Там премиальные рассчитывались исходя из реальных возможностей учреждений. В крупных же комбинатах деньги остались и на дополнительное премирование.

Предметно говорить о финансировании на будущий год специалисты пока не берутся. По их словам, фонд оплаты труда будет формироваться в зависимости от утвержденного бюджета. Однако уже сегодня в педагогической среде звучит озабоченность, что очередное новшество может подтолкнуть руководство школ и садов к сокращению штатов. В этом случае оклады оставшихся действительно станут выше. Что директорам и заведующим только на руку – их зарплата будет напрямую зависеть от средней оплаты труда основного персонала. «Такую возможность, по большому счету, исключать нельзя, – считает главный бухгалтер образования, – однако уменьшать число сотрудников никто не призывает. Кроме того, во всех учебных заведениях образованы специальные комиссии. Распределение фондовых средств будет проводиться только с их участием. Они же проследят за тем, чтобы у руководителя не возникло соблазна усиленно премировать кого-либо из сотрудников». Еще одна возможность подстраховаться – внести условия поощрения в трудовые договоры. Последние, кстати, с сентября должны перезаключаться в массовом порядке.

Елена Яковлева.