Вместе с российскими императорами портреты Пушкина и Гоголя висели во всех учебных заведениях дореволюционного Ейска. Пушкинские дни в ту пору проходили помпезно, под патронатом начальства учебного округа.

В советское время о классике вспомнили в 1937 году, когда начались массовые мероприятия по увековечиванию 100-летия даты гибели поэта. Газета писала о школьных концертах, конкурсах стихов и детских рисунков. Одна из ейских улиц, как и находящаяся на ней школа (нынешняя № 1), стали пушкинскими. В центре города, чуть ли не со времён его основания, находилась площадь. На планах она называлась «полукруглая», а в народе – «кругленькая». Тогда там разбили сквер и установили бюст Александра Сергеевича. По обычаю тех лет площадку обнесли кованым заборчиком, сделали два входа-выхода, установили гипсовые вазоны с цветами. Правда, бюст стоял не в центре, а немного левее от входа (если смотреть от старой типографии). Но это не помешало жителям регулярно сниматься для семейных альбомов на фоне классика (на фото). «Иногда сквер называли садом, но название легко прижилось», – рассказывает заведующая отделом Ейского историко-краеведческого музея Ирина Найдёнова.

В своём дневнике ейчанин Виктор Долженко (тетради хранятся в лицее № 4) записал, что во время оккупации повреждённый при бомбёжке памятник Ленину убрали, а на его место (и тогда он стоял на площади у ГДК) водрузили бюст Пушкина из одноимённого сквера. Там, по воспоминаниям очевидцев, в братской могиле немцы хоронили своих солдат. В 44-м, после освобождения, памятник вождю восстановили, а поэт вернулся «домой». В сквере нашли приют останки замученных фашистами детей (согласитесь, в этом можно усмотреть высшую справедливость).

Двадцать лет спустя могилу детей перенесли на старое кладбище, сквер реконструировали. Новый бюст Пушкина (куда делся старый – неизвестно) установили на его сегодняшнее место.

Удивительно, но история не сохранила имён авторов обеих скульптур. Зато имя поэта остаётся и сегодня классикой хорошего вкуса.