Вчера в полуденный час на перекрёстке улиц Ленина и Свердлова было многолюдно. Там устанавливали памятник Захарию Алексеевичу Чепеге – одному из первых руководителей Черноморского казачьего войска. Императрица, вручая ему осыпанную бриллиантами саблю, говорила: «Бей, сынок, ею врагов Отечества!» Что он успешно делал в течение полувека.

Значимость этой фигуры в истории Кубани подчёркивал известный ейский краевед Евгений Котенко. «На кубанской земле ещё не было Екатеринодара (Краснодара), не было ни одной казачьей станицы, но уже была временная войсковая резиденция – Ханский городок, откуда кошевой атаман Харько Чепега полгода управлял войском Черноморским», – писал он. Евгений Котенко не раз отмечал в своих выступлениях, что поскольку Ханский городок (на месте которого позже основали Ейск) был полгода временной войсковой столицей черноморцев, у историков есть основания считать Ейск первой, пусть неформальной, столицей Кубани. Впрочем, именно Чепега после переселения на Кубань основал и войсковую крепость Екатеринодар.

«Ханский городок был построен на месте урочища Чебаклея, у основания Ейской косы, недалеко от места, где находится центр современного Ейска», – говорит автор идеи создания памятника предприниматель Александр Чижов. Скульптура установлена на его средства. «Атаманы раньше были настоящими военачальниками, а не только шашкой махали!» – добавляет автор памятника известный ростовский скульптор Дмитрий Лындин. Его работы хорошо известны на юге России: «Коробейник», «Императоры», «Читатель газеты «Вечерний Ростов» с собакой», «Львы» на Пушкинской, «Орфей» у филармонии в Ростове, «Чехов» в Таганроге, «Ассоль» в Геленджике. Скоро в нашем городе появится памятник Пушкину, сидящему на скамейке, и памятник первому главе города Ненашеву.