За последнее время в Кубанском казачьем войске остро назрел вопрос: куда идти дальше? Какова должна быть главная задача войска? Во-первых, использование казачества как специфического рода войск в условиях научно-технического прогресса невозможно. Во-вторых, охрана общественного порядка в составе добровольных народных дружин не адекватна потенциалу войска. В-третьих, формирование казачьих земледельческих общин в условиях общей фермеризации не может получить серьезного развития.
Военизированная структура с правом ношения традиционной казачьей формы и холодного оружия не может быть нормальным субъектом современного гражданского общества. Тем не менее, рано говорить об уходе казачества с политической арены, поскольку имеются проблемы с обеспечением национальной безопасности южной части нашей страны, а казачество может внести весомый вклад в укрепление ее обороноспособности.

Постановление Верховного Совета РСФСР «О реабилитации казачества» (июнь 1992) дало толчок к возрождению казачества. Но в правовом поле понятия казачества и его государственной службы не оформлены, поэтому привлечение казаков на госслужбу регулируется подзаконными актами. Одним из перспективных направлений государственной политики в отношении казачества является создание резервных казачьих военизированных формирований по типу национальной гвардии США. В условиях сокращения Вооруженных сил и необходимости обустройства новых границ России, устройства быта уволенных в запас служащих ВС, МВД, ФСБ, МЧС и других «силовиков», обойтись без создания такого рода формирований невозможно. Нельзя заниматься интегрированием структуру казачьих войск образца 1917 года в современность – это пустая трата времени и средств, так как коренным образом изменилось геополитическое положение России, ее военная доктрина, вооружение, методы обучения и формирования мобилизационного резерва. Наконец, казачество не превратилось в развитый социум, в котором прослеживалась бы преемственность поколений. Зато реально создать резервные силы, отвечающие потребностям России в двадцать первом веке, опираясь на опыт других государств. Называя эти силы казачьими, мы лишь отдаем дань уважения исторической памяти российского народа и создаем почву для развития военно-патриотического воспитания молодежи. Множество проведенных консультаций среди ученых, военных, политиков показало, что создание такого рода вооруженных формирований при разумной организации не будет противоречить международным договорам России, в том числе и договору об обычных видах вооружений. Современный состав казачьих формирований мало пригоден для решения описанной задачи. Основой резервных сил России (у нас в крае они могли бы называться «Национальной гвардией Кубани», к примеру) должна стать негосударственная военизированная корпорация, вбирающая в себя людей, считающих себя казаками, отставников «силовых» структур, бывших контрактников и солдат-срочников. Для всех этих людей единственным условием для принятия в ряды должна быть заинтересованность в укреплении государства.
Сергей АЛДОШИН, Игорь МАЛАХОВ.