Десятилетняя дочь решила проявить заботу о брате-дошкольнике: взяла для него в библиотеке книжку. Издательство «Астрель» (2010 г.) предлагает детям в серии «Тайникма» «10 незаурядных (как написано в аннотации на обложке) книг», красочно оформленных и ярко иллюстрированных, «где опасные приключения, магия поджидают читателей на каждом шагу». Обложка выполнена с учётом всех принципов маркетинга, т.е. каждый её «штрих» служит тому, чтобы юный книгочей «не прошёл мимо».

«Мама, почитай!» – настаивал четырёхлетний сын. Но уже с первых страниц творения иностранных авторов Яна Кьера и Мерлина П.Манна стало понятно: что-то здесь не так. Один из главных героев книги, мастер Гекко – непревзойдённый мастер воровства. И это – несмотря на почтенный возраст. Он «долго искал достойного ученика, которому смог бы передать своё искусство». С помощью мистической силы он обучает своего воспитанника Кото воровскому ремеслу. Другое действующее лицо – «главарь банды воров, жаждущей большой наживы». Он «нередко попадает в руки закона, но ему всегда удаётся откупиться и выйти на свободу». Физиономии персонажей с перекошенными от злобы ртами словно бы позаимствованы с портала «Их разыскивает полиция». Общаются представители двух воровских кланов на весьма специфическом языке. «Подними его, чтобы этот козёл не валялся под ногами!» «Заткнись, дебил». Впрочем, один из героев ближе к концу становится на истинный путь: «Я всегда мечтал жить в деревне… Из меня может получиться хорошая работящая деревенщина!»… Чтобы «адаптировать» издание к детскому восприятию, пришлось пропускать по нескольку слов на каждой странице, а потом и вовсе закрыть этот «кладезь житейской мудрости». В библиотеке я узнала, что там есть ещё несколько книг из этой серии, и все они «на руках»… Может ли претендовать на звание литературного произведения книга, в которой именуется искусством воровство, т.е. порок? Кто-то из классиков писал о том, что книги, которые мы читаем (как, впрочем, и фильмы, которые смотрим), должны давать человеку возможность подняться над собой. «Возможность опуститься», как противовес, предоставляется нам в суровых реалиях действительности.

Например, когда мне приходится сталкиваться с хамством какого-либо гражданина, мне интересно, какие книги читал в детстве и отрочестве этот человек, какие фильмы смотрел. Недавно из одной очереди меня «выпихнула» девушка, вцепившись мне в руку, словно клещами. Возможно, персонаж из «Кошмаров на улице Вязов» был любимым киногероем её детства?

«Встала и пошла»,– обращается менеджер к кассиру в одном из ейских супермаркетов. Пытаюсь возмутиться. «Ну, я же не к вам», – парирует молодой человек. Неужели фанат Филиппа Киркорова?.. Вряд ли. А вот «Анну Каренину», точно, не читал.

На арену жизни выходят представители поколения, выросшего на фильме «Зловещие мертвецы». Приглядитесь повнимательней. Возможно, один из них появился в вашем офисе или трудовом коллективе. Испепеляющий взгляд, взрывной характер… Когда я сталкиваюсь с хамом, то, будучи человеком нерелигиозным, начинаю молиться, чтобы мои дети не выросли такими. Лихорадочно пересматриваю книги, которые они читают, внимательно вслушиваюсь в слова персонажей любимых мультсериалов. Вместо «Отче наш» вспоминаю слова Александра Грина из книги «Алые паруса» о том, как важно уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого фильма и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой…

Кстати, режиссёр «Зловещих мертвецов» снял недавно красивую добрую сказку, в конце которой плохой герой всё-таки становится хорошим.