Населённый пункт зажат между морем и Ханским озером. Летом здесь идиллия. Но ровно до того момента, пока не подует юго-западный ветер. Местные жители знают, как он наполняет «сообщающиеся сосуды» вплоть до Чёрного моря. Волны переваливаются через трассу, откатываясь назад, «утюжат» её собственной тяжестью. Глава Ясенского сельского поселения Иван Ивасенко едет сюда при первых признаках серьёзного ненастья. А сохранность проезда обеспечивают специалисты ОАО «Ейское ДСУ № 2», ведь трасса – краевого значения.

Переправцы говорят, что переживали и такое, и такое наводнения, показывая на уровне стопы или колена. Вода на трассе их не пугает: «Будем спасаться на втором этаже». В марте на эвакуацию согласились только единицы. «Вот Шиловку затопило – это да!» Потенциальная опасность и небольшой размер посёлка сдружили соседей.

Здесь не бросят в беде «какую-нибудь бабушку». Народ живёт не бедный – практически в каждом доме (частенько двухэтажном) машина. В случае чего, пробираться придётся по 8-километровой трассе, на которой есть очень опасный участок в несколько сотен метров.

Именно его море «съедает» в первую очередь. Так произошло и в 2010 году. Тогда земляную насыпь, высотой около полутора метров, под асфальтовой дорогой со стороны моря укрепили большими камнями (точно такими же, как на побережье Таганрогского залива в районе Ейска, только крупнее). Трасса простояла несколько лет. Были небольшие подмывы, их подправляли: следы хорошо видны на асфальте. Во время подтопления три года назад дорогу укрепляли даже блоками с близлежащих ферм. Сегодня многие из них ушли под воду. Старожилы замечают, что за последние 10-20 лет море значительно приблизилось к дороге. Это особенно заметно на повороте – даже часть «защитки» смыло.

В марте ещё не был отменён режим ЧС, а глава Ейского района Михаил Тимофеев уже распорядился готовиться к укреплению дороги. Из резервного фонда краевой администрации выделили 1,5 миллиона рублей. Каждый день на участке больше двух сотен метров работают десять человек, пять самосвалов, экскаватор и автогрейдер. Морской откос дороги вновь подсыпают камнями. Материал привозят по железной дороге из карьера в Ростовской области – ближе подходящего нет. В селе Александровке их выгружают (иногда вручную, если плохо высыпаются на грузовую площадку). В самосвал загружается 15 тонн и через пятьдесят минут он на месте. «Их надо уложить около тысячи тонн. Половину уже сделали»,– говорит главный инженер ДСУ № 2 Василий Кулагин. К выходным работа должна быть закончена. Синоптики обещают усиление юго-западного ветра – море выставит свою оценку сделанному дорожниками.

В 2010 году кубанские специалисты осмотрели перешеек и пришли к выводу, что восстановление полотна и укрепление его камнями – относительно недорогой и эффективный способ. Жители уверены, что нынешнее укрепление дороги необходимо, хотя это и полумера. Как говорится, «пока гром не грянул». Нужна не просто дамба из подручного материала, а основательный проект. Впрочем, они не питают иллюзий, понимая, что такие деньги могут выделить только краевые или федеральные власти. Есть и ещё одна грань проблемы. «Камни набросают, а люди их растаскивают. Вы походите по посёлку – из него и клумбы, и заборы, и даже отделка домов»,– говорит москвичка Лидия Богородская. Она по привычке называет себя дачницей. Но построила здесь дом и хочет обосноваться на постоянное жительство – места здесь заповедные.