Многоквартирный дом – система более сложная, чем частный или дом на два-три хозяина. С таким утверждением сложно поспорить. Ведь если живёшь в частном секторе, все решения принимаешь самостоятельно: как и когда платить за «коммуналку», заключать ли договор на вывоз мусора или избавляться от него с помощью биореактора собственного изобретения. Не будешь платить за свет – его попросту отрежут. То ли дело дом на сотни квартир: управление им можно сравнить с руководством среднего размера предприятием, причём предприятием, потребляющим и ничего не производящим.

Управление многоквартирным домом требует некоторой квалификации и желания содержать этот дом на должном уровне, не ставя перед собой мошеннические цели.

– Когда я купил квартиру, открыл дверь в подвал, увидел воду, которой было буквально по колено. Говорю новым соседям: нужно что-то делать! На что слышу ответ: тебе надо – ты и делай, – рассказывает председатель ТСЖ дома по ул. Маркса, 1, Игорь Сильченко.

Отставной военный инженер майор авиации в запасе Игорь Владимирович имеет представление о работе систем дома. Поэтому задумался: а ведь действительно, всё можно делать, не прибегая к услугам управляющей компании. Его первым шагом стал анализ работ по замене ввода в дом инженерных сетей. Резюме: «За такие деньги можно было полподвала сделать».

– За всеми управляющими компаниями нужен глаз да глаз. Все работы распишут втридорога. А если следишь за их деятельностью, то более добросовестно начинают относиться к делу. Мы имеем право отслеживать движение денег. А для этого нужно иметь хоть какую-то техническую грамотность, – рассуждает управдом.

Его председательству пошёл уже третий срок.За это время привели в порядок бухгалтерию, в здании заменили часть инженерных сетей, а главное – вышли из-под «ига» управляющей компании.

– Всё упирается в финансы. До моего прихода коммунальные услуги исправно оплачивали меньше половины жильцов. А для того, чтобы делать что-то для дома, нужно эти деньги собирать со всех и рачительно ими распоряжаться.

Попутно с председательством Игорю Сильченко пришлось освоить бухгалтерию: на зарплату в три с половиной тысячи, которую подразумевает штатное расписание ТСЖ, никто не желал идти.

Дом, в котором живёт отставной майор, вошёл в программу капитального ремонта на условиях софинансирования. Но и до этого, вожделенного для многих собственников квартир события кое-что удалось сделать. Например, «ноль» – холодную и горячую воду и канализацию в подвале: договорились с управляющей компанией, получили от неё «кредит». Пусть и не на самых лучших условиях, но это было сделано. Увидели, что люди начали оплачивать «коммуналку» – и пошли навстречу. Жильцы, в свою очередь, поняли, что если платить, то будет делаться многое.

– С любой управляющей компанией надо уметь договариваться. Но нужна платёжная дисциплина жильцов. А для этого пришлось обходить всех неплательщиков, разговаривать с ними, убеждать, что деньги пойдут и для их пользы в том числе.

Как сообщают в расчётно-кассовом центре, сегодня дом по ул. Маркса, 1, находится в десятке самых дисциплинированных по оплате. Впрочем, не обходится и без неприятных моментов: самые большие проблемы с жильцами, которые снимают здесь квартиры, – собственников жилья ещё найти надо. А квартиранты относятся к дому, как к чужому.

Как только сделали капитальный ремонт, распрощались с управляющей компанией: зачем платить лишние деньги?

– Беда в том, что люди мало разбираются в управлении хозяйством многоквартирного дома, да ещё и учиться не хотят, – сокрушается Игорь Сильченко. – У нас в доме живёт больше двадцати бабушек-пенсионерок, которые не могут за себя постоять, не разбираются в своих правах.

По его словам, в ЖКХ две основные проблемы – ремонт общих помещений и взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. Если первая решаема силами ТСЖ, то вторая – объект постоянного внимания. Естественно, все хотят сэкономить: могут отключить насос, который заставляет циркулировать воду в сетях теплоснабжения, или подавать воду с недостаточным давлением. Кстати, если такое происходит, то жильцы могут потребовать перерасчёта, независимо от показаний водомеров. Впрочем, в доме на Маркса, 1, так не делают: если не платить, то ресурсоснабжающие организации быстро «задохнутся».

– Жилищное законодательство пишут люди точно не с нашей планеты: его очень тяжело соблюдать, – заявляет раздосадованный управдом. – Взять хотя бы общедомовые водомеры. В нашем доме 120 счётчиков на 70 квартир. Теперь вот поставили общедомовой. Я должен снять показания общедомового счётчика и одновременно знать показания всех 120 квартирных. Заставить наш народ с уникальным менталитетом снять показания в одно и то же время – задача почти невыполнимая. Я должен их уговорить, но вряд ли смогу. Квартиранты не желают разговаривать, отсылают к хозяевам. Из-за всего этого получаются нестыковки. Попробовали в течение месяца организовать сбор показаний – повесили специальный ящик. После собрания, когда всем объяснили, зачем это делается, жильцы более-менее добросовестно сообщали показания. В течение одного-двух месяцев так и будет происходить. Но потом всё опять вернётся на свои места. В правилах написано, что каждый собственник до 25 числа каждого месяца должен подать сведения. Ладно, повешу тут почтовый ящик. Но кто-то забудет, кто-то старенький и не понимает, как это нужно сделать. Хорошо бы законодатели задумались, как сделать платёжную схему удобной и прозрачной для людей, тогда и платить будут охотнее.

Как выяснилось, управлять многоквартирным домом, не прибегая к услугам управляющей компании, хоть и сложно, но можно. Главное – желание вникнуть во все тонкости и мужество не бросить дело на полпути. Опыт дома на Маркса, 1, это доказывает.