Долгое время при администрациях города и района существовали отделы контроля. Но их сотрудники оказывались в сложном положении, проверяя своих же сослуживцев, а то и начальство. В такой ситуации трудно ожидать беспристрастности. После появления контрольно-счётной палаты Ейского района информация о наполненности казны становится достоянием исполнительной, представительной властей, а то и правоохранительных органов. Знают о ней и читатели нашей газеты (мы публиковали официальные отчёты по итогам проверок). Сегодня её председатель Светлана ЧАЛЕНКО отвечает на вопросы «ПС».

– Добрый день, Светлана Юрьевна. За полгода вы проверили восемь организаций. Среди них работающие в сфере культуры, сельского хозяйства, оказания услуг. Какие нарушения выявили?

– Результаты проведённых контрольных мероприятий показывают, что в основном средства местного бюджета используются бюджетополучателями на законных основаниях. Однако в ходе проверок установлены факты неэффективного использования бюджетных средств в размере 203,2 тысячи рублей, неправомерного расходования – 619,7 тысячи рублей, выявлены отдельные недостатки в хозяйственно-экономической деятельности, предотвращено нецелевое использование бюджетных средств.

– Приведите примеры, чтобы наши читатели поняли, о чем идёт речь…

– Неэффективное использование бюджетных средств выражается в расходах объёмов, превышающих необходимые затраты. Выявленные факты связаны с отсутствием обоснованного расчёта потребности расходов на мероприятия на стадии их планирования. Например, одним учреждением для чествования ветеранов приобретено подарочных пакетов в количестве, превышающем потребность в четыре раза. Другим куплены запасные части на служебные автомобили. Хотя потребность в них на тот момент отсутствовала.

Некоторыми учреждениями допущено расходование средств бюджета при отсутствии правовых оснований (приобретение ГСМ в объёме, превышающем установленные администрацией нормы расходования топлива и пробега служебных автомобилей; приобретение кубков и награждение ими без соответствующего правового акта). Есть случаи, когда нет или недостаточно документов, подтверждающих понесённые расходы. Руководитель расходует средства не из своего кармана, а несёт ответственность за расходование вверенных ему бюджетных средств. Поэтому он обязан обеспечить документальное подтверждение фактически произведённых расходов, а также обеспечить правомерное и эффективное расходование.

– Насколько я понимаю, эти нарушения на уголовное дело не тянут. А ведь по вашим представлениям прокуратурой возбуждено два уголовных дела…

– Да, вы правы. В результате (по обращению прокуратуры) проверки в одной из организаций была установлена задолженность по заработной плате перед 90 работниками на общую сумму 2 миллиона 153,4 тысячи рублей. А также факт расходования денежных средств в нарушение очерёдности платежей, установленных законодательством. В период невыплаты заработной платы через кассу организации часть средств была направлена на расчёты с поставщиками, на выдачу подотчётных сумм, на расчёты с кредиторами, на предоставление займов. Больше миллиона рублей было выдано генеральному директору данной организации. Этими действиями нанесён прямой ущерб местному бюджету – не была выплачена заработная плата, поэтому не перечислялся налог на доходы физический лиц. Ейским межрайонным прокурором вынесено постановление о направлении материалов проверки соблюдения трудового законодательства в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании бывшего генерального директора организации.

Во втором случае речь идёт о необоснованной выплате денежных средств руководителю муниципального учреждения. Материалы также направлены в Ейскую межрайонную прокуратуру для принятия решения.

– Инспекторы обнаружили нарушение. Какие их дальнейшие действия?

– Для устранения выявленных нарушений в адрес проверяемой организации выносятся представления. В них устанавливается срок на устранение, указываются требования об устранении нарушений, о привлечении к ответственности должностных лиц, в них виновных, и о принятии мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Материалы с выявленными нарушениями, содержащими признаки уголовных, административных, коррупционных правонарушений, передаются в правоохранительные органы.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в обязательном порядке доводятся до сведения председателя райсовета, главы района, руководителей отраслевых органов местного самоуправления. Надо сказать, что достигнутые результаты стали возможными благодаря мерам, принимаемым совместно с администрацией муниципалитета.

– В каких случаях руководители возвращают средства из собственного кармана?

– Когда не было оснований для расходования бюджетных средств. К примеру – оплата командировочных расходов, не подтверждённых документально, или необоснованное списание бензина, приобретение материалов больше объёмов, установленных правовыми актами администрации.

– Задача вашего подразделения только выявлять нарушения?

– Я считаю, что одна из наших основных задач – предотвращение финансовых нарушений. Для этого проводим финансово-экономическую экспертизу проектов решений райсовета, которые содержат расходные обязательства муниципального образования, а также правовых актов администрации, в том числе по муниципальным целевым программам.