Слово «ассириец» всегда напоминает мне учебник истории древнего мира за 5-й класс. Воинственное государство в Северном Междуречье (территория сегодняшнего Ирака). Рельефы с изображением сцен охоты на львов и жестоких битв. Суровые мужские головы с завитыми в кольца бородами… Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет и пала примерно в 609 году до н.э. И ещё ассирийцы говорили на арамейском языке – том самом, на котором проповедовал Иисус Христос. К счастью, они живы-здоровы как нация. Более того, они обитают практически рядом. Примерно, 50 человек мирно живут в Ейске, среди нас. И с ними даже можно поговорить по-арамейски!

Ассириец живёт рядом

Конечно, этот арамейский – слегка иной, чем тот сплав арамейского и ассирийского диалекта аккадского языка, на котором до нашей эры говорили народные массы. До 1916 г. ассирийцы компактно проживали на территории современных Турции, Ирана и Ирака, часто соседствуя с армянами. На протяжении своей длинной истории этот удивительный этнос обменивался с другими народами своей культурой. Он впитывал чужое и сеял своё – и даже в эпоху исчезающих границ остался сам собой.

Как ассирийцы оказались в России? Впервые – после Туркменчайского договора в 1828 году, который разделил ассирийское население границей между Россией и Персией. К тем, кто оказались под российским суверенитетом, присоединились тысячи родственников и расселились в Закавказье. Вторая волна пришла после 1914-го, когда турки и курды Ближнего Востока начали громить христианское население. После этого ассирийцы рассыпались по всему свету… Те, кого спасли русские войска, оказались в Грузии, Армении и Азербайджане. В советскую Россию прибыли около 30 тысяч ассирийцев, часто без документов. Большинство жили в лагерях беженцев на юге России до 1920-х годов, а затем расселилось в Петроград, Москву, Ростов и на Кубань. Советское государство проявило огромную заботу о них. Появились ассирийские колхозы в Армении, Грузии, Азербайджане и один – в Краснодарском крае (с. Урмия). В Армении в школах ассирийских колхозов обучение велось на ассирийском языке. Издавались книги, учебники и статьи на ассирийском и русском языках по истории, этнографии, языку и литературе ассирийцев.

В 1930-1940-е годы многие из них подверглись репрессиям. Школы были закрыты. Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны ассирийцы проявили себя горячими патриотами своей второй родины. Трое из них стали генералами, а двум из них – Ладо Давыдову и Саргису Сархошеву – присвоено звание Героя Советского Союза. В 1947 ассирийцев обвинили в измене Родине, шпионаже и вредительстве. Большая часть общины была выслана в Сибирь и Казахстан. По дороге и в первую же зиму 25-30 процентов высланных погибли. В 1954 году ассирийцам разрешили вернуться.

Степан и Наталья

Ейчанка Наталья Мушулова родом с Западной Украины. Десять лет назад она познакомилась с Мушуловым Степаном. Он был похож на армянина, только говорил без акцента. Молодые люди встречались и, вероятно, любили друг друга, но Степан сказал без околичностей: «Я на тебе не женюсь. Время, конечно, другое, но вообще-то мы женимся только на своих. Родители выбирают невесту». У неё вулканический темперамент, яркие серые глаза, и в разговоре с ним она не всегда их опускала… И все-таки он женился. В тихом противостоянии с семьёй Степану воистину пришлось проявить свой горский характер. Потому что Наташа очень мало походит на восточную жену.

– Традиции для них – большая ценность, – говорит она. – А в основе традиций – язык и почитание матери и отца. Многое утеряно в современной жизни, но это – основа всего их уклада. Они гордятся своим языком и дома разговаривают на нём. Но письменности в нашей семье не знают. Я нашла в доме родителей старинную книгу, что-то вроде ассирийской азбуки, с арабской вязью слева направо. Хотела научить сына, но так и не смогла сама разобраться… Ему девять лет. Он не разговаривает по-ассирийский, но понимает всё, что говорят. Я понемногу учу его английскому. Что поделать, жизнь стала другой… Вообще-то ассирийский мужчина – это мужчина, как говорится, харАктерный. Он говорит жене: «Принеси то. Дай это». В семье он – царь. Если муж что-то сказал – это МУЖ СКАЗАЛ. Со временем я поняла, что в такой расстановке семейных ролей есть свой резон. Традиционно невесту выбирают родители мужа, хотя её мнением, конечно, интересуются. Молодые даже не встречаются до свадьбы. Так, поговорят, когда вопрос уже решён… Но вот родители её обязательно должны дать добро на этот брак.

– Что важно – обеспеченность семьи или её репутация?

– Скорее, репутация. Если невеста не была до этого замужем, она обязана быть девственницей. После первой брачной ночи принято выносить на улицу блюдо с красными яблоками и…

Мати-Марьям

Исторически ассирийцы-христиане выбрали позицию Нестора и отказались почитать мать Христа Марию как Богоматерь, ведь по их версии божественная ипостась появилась в Иисусе позднее. Но христианское почитание – не беспорочной Божественной Девы, а матери, материнства – у ассирийцев осталось. Самый благословенный праздник у них – Мати-Марьям. Дата его празднования совпадает с нашим Успением Пресвятой Богородицы, 28 августа. Однако они по-прежнему приносят Божеству и Матери жертву. Подобно мусульманам и иудеям (а ассирийцы – тоже семиты), каждая ассирийская семья должна купить барашка для жертвы, а затем, держа в руках своё подношение, семь раз обойти вокруг церкви. Потом барашка режут, а всё мясо раздают бедным.

Детей своих ассирийцы не бьют. А взрослые дети мать свою обожают и во всём считаются с ней. Наверное, так компенсируется её жертва во имя семьи. Когда-то существовал свадебный обычай: матери невесты нужно было заплатить за молоко, которым она вскормила дочь. В наше время ей дают подарок.

– Ассирийцы живут кланом. Даже когда сын женился и завёл свой дом, ужинают они всей семьёй у родителей, – рассказывает Наташа. – Мать готовит на всех.

– Они приносят продукты с собой?

– Необязательно.

– Родители обязаны кормить взрослых детей?

– М-мм… вы говорите как русская, как европейка. В ассирийской семье сам вопрос прозвучал бы кощунственно. У них принято жить единой семьёй. Когда невестка входит в семью, она находится в полном подчинении матери и мужа. Живут они вместе. Женщины, как правило, не работают. Невестка не может пойти куда-то, не спросив у свекрови разрешения. Мать распоряжается деньгами и сама делает нужные для семьи покупки. Так принято. А обычай для них – всё.

Лаваш твоего танура

В своей национальной кухне ассирийцы используют всё то же сырьё, старинную кухонную технику и технологию приготовления блюд. В семье Мушуловых сохранилась так называемая бочка. Её привезли с собой, бежав в 1992-м году из голодной Армении. Она металлическая, на ножках, внутри неё разводят огонь, а на поверхности пекут лепёшку (ЛАВАШ). Я искала её корни и выяснила, что она, по всей видимости, и есть тот самый танур или тандыр, тип очага, рождённый в глубокой древности и используемый многими восточными народами. Правда, он сильно эволюционировал. Поначалу его располагали в земле: рыли углубление, там разводили огонь, на него клали завязанный в шкуру желудок животного, заполненный мясопродуктами и прочим, сверху покрывали землёй и снова разводили огонь. Со временем стенки танура стали обмазывать глиной, подвели воздуховод. Когда земля была каменистой и глубоко копать было нельзя, начался длительный процесс выхода танура из-под земли. Его строили из огнеупорного кирпича, а затем – из металла.

Итак, ассирийцы пекут на нём свой (а также армян, азербайджанцев, турков и других народов) лаваш, который все мы так любим.

Ассирийская кухня сложна и часто трудоёмка. В национальном ресторане и сейчас можно заказать суп с крупой, пивом, молоком и кровью животных. Овощи и фрукты употребляют сырыми, сушёными, квашеными, маринованными. Они обязательны в супах и вторых блюдах. По-прежнему в почёте пряности: чёрный перец, кинза, мята, эстрагон, базилик, сатра, чабрец, укроп, петрушка и, конечно же, чеснок и лук. Много блюд с молотым мясом, к которому добавляются и другие молотые компоненты.

– Родственники рассказывали, что там, в Арзни, у них было принято собирать в горах разнообразные травы, – рассказывает Наташа. – Их сушили, заготавливали на зиму и добавляли в еду. Моя свекровь до сих пор так делает. Она готовит конский щавель: громадные листья завязывает в косы, высушивает, а зимой режет и варит из них зелёный суп. Вообще зелень на столе есть всегда. Причем, её не режут, а кладут ветки на тарелку и берут руками. Ещё в лаваш заворачивают смесь творога, лука, зелени, размягчённого масла и соли. Говорят, что раньше в горах это заворачивали, закапывали в землю, долго держали там, а потом выкапывали и ели с лавашом или просто так. Кажется, это называется ДУРУМ.

– Дома мы готовим ДОЛМА, – рассказывает Сюзанна Шульга (Мушулова), член совета правления организации ассирийцев Ейска и сестра Степана. – В виноградные листья мы заворачиваем фарш – говядину, свинину или птицу.

К долма подаётся МЯСТА с толчёным чесноком – это основа многих блюд, в том числе кисломолочного напитка, который пригодится летом.

Раскрытая тайна

– Наташа, что вам особенно по душе в их образе жизни?

– Ассирийцы – очень жизнерадостная, весёлая нация, они любят петь и танцевать и очень гостеприимны. Они во всём помогают друг другу. Человек никогда не останется со своей проблемой один на один. Понимаете, когда они встречаются – они РАДЫ ДРУГ ДРУГУ! С ними и я стала такой. У нас подо Львовом всё не так. Там каждый сам по себе, тебе скудно отмерено участия и внимания, а женщины – всегда соперницы. Но если вы пришли в гости в ассирийскую семью, для вас вначале заварят кофе (только натуральный!), а потом обязательно будет застолье. На стол поставят всё, что есть в доме. А если чего-то нет – пойдут и купят.

А вообще, – Наташа заговорщицки переходит на шёпот. Сейчас я узнаю нечто особенное. – Скажу вам по секрету: они такие же люди, как и мы.

Долма

1 кг мяса, 3 головки репчатого лука, 1 стакан риса, по 50-100 г петрушки, укропа, кинзы, базилика, мяты; чёрный молотый перец, соль.

Свежие виноградные листья опустите в кипяток на 1-2 минуты, удалите стебли.

Мякоть баранины или говядины мелко нарежьте, добавьте мелко нарезанные лук и зелень, рис, молотый перец, соль. Всё тщательно перемешайте.

Подготовленные виноградные листья заполните фаршем, уложите в посуду, влейте бульон. После закладки долма плотно прикройте тарелкой, закройте кастрюлю и тушите на слабом огне до готовности.