Только недавно к рекреационным возможностям побережья Азовского моря (а это Краснодарский край, Ростовская область и Украина) стали относиться без лёгкого оттенка пренебрежения. Черноморское побережье – «девушка» видная, отбоя от «женихов» не знает. А берег Азовского моря – «замухрышка», в которой только очень намётанный взгляд может разглядеть потенциал. На азовские курорты обратил внимание даже президент Владимир Путин. Хотя губернатор Кубани Александр Ткачёв откровенно сказал, что «Азовское море мы позабыли».

Досягаемая казна

Впервые Ейск стал местом общения руководителей муниципалитетов Кубани, Ростовской области, специалистов санаторно-курортной сферы, представителей Всероссийского союза местного самоуправления, Федерального агентства по туризму, Общественной палаты России. Говорили о том, как привлечь на берег моря инвесторов и туристов (последовательность может быть и обратная). Как сказал, открывая встречу, глава Ейского района Михаил Тимофеев: «Задача «простая» – увеличить число отдыхающих, что даст рост поступлений в местный бюджет». Действовать надо начинать сегодня. Через несколько лет отрасль перейдёт на стандарты ИСО. Это, прежде всего, присвоение «звёзд» гостиницам и введение европейских стандартов на услуги. Роспотребнадзор уже сейчас заявляет, что будет строго следить за их соблюдением. И тогда полудикий сервис вообще не сможет быть конкурентоспособным.

Советник председателя Федерального агентства по туризму Владимир Шаров говорил, что деньги на развитие есть и в федеральной казне, и у инвесторов. Специалистов, умеющих обосновать их получение, мало не то что на муниципальном, но даже и на региональном уровне. Зато есть ушлые ребята в столице, у которых за душой только печать фирмы. Но они очень хорошо осведомлены, как обойти бюрократические «мины». Впрочем, это проблема не только курортной отрасли. Очень часто такое происходит. Не получается войти в коммунальную, социальную программу, потому что документация не подготовлена, оформлена неправильно. Пока всё приводят в порядок, уходит время и территория остаётся без финансирования проекта. Получается, «верхи» предлагают деньги, «низы» их взять не могут… или не хотят.

А ведь есть ради чего «биться в кровь». На финансирование федеральных программ по строительству быстровозводимых малоэтажных гостиниц и туристско-транспортной инфраструктуры в российском бюджете заложено 96 миллиардов рублей, 25 миллиардов готовы предоставить субъекты федерации и 211 миллиардов рублей – вложить инвесторы. Не только отечественные бизнесмены, но и предприниматели Объединённых Арабских Эмиратов (им сегодня принадлежат чуть ли не все отели Египта), Китая готовы вложить деньги в курортную отрасль. Есть потенциальные инвесторы и даже готовые проекты. Например, в области агротуризма. В Ейском районе это направление пока слабо, но начали развивать. Масштабные финансовые вливания придали бы этим попыткам совсем другой уровень.

Не много желающих «заморачиваться» с документацией. А те, кто рискуют это делать, зачастую оказываются в двусмысленном положении. Эксперты агентства не всегда могут понять, от недопонимания или желания урвать куш любой ценой предлагают проекты, где для реставрации гостиницы на 200 мест надо провести десятки километров коммуникаций и отреставрировать фасады домов на множестве улиц, ведущих к ней. «У РЖД есть проект возведения 250-километровой монорельсовой дороги. Они нас спрашивают: где её строить?»

Новые подходы

Идея строительства олимпийских кластеров (в них входят объекты одного направления, связанные инфраструктурой) находит применение и в других областях. Эксперты считают, что разбросанные по Азовскому побережью небольшие курортные «точки» не в состоянии сегодня, а завтра и подавно, масштабно о себе заявить. Их удел – объединение в зоны, которые станут кластером, способным со временем конкурировать с Черноморским побережьем. Его хоть и не называют этим заморским словом, но тамошние курорты (Туапсе, Геленджик, Анапа, Сочи и маленькие посёлки), каждый со своей специализацией, создают наглядный пример регионального кластера.

Кластер (англ. cluster – скопление) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Член Президиума Общественного Совета Федерального агентства по туризму Дмитрий Давыденко видит ошибки, свойственные не только Ейскому району, но и всем курортам Азовского побережья. По его мнению, ориентация на гостей из крупных городов с детьми, приезжающими отдыхать на 10-20 дней, не перспективна. Жить так, значит изначально ставить себя в позицию аутсайдера по отношению к Турции и Египту. Отдых там (за такой же промежуток времени) дешевле, а сервис на порядок выше. «Чем больше людей оформляют загранпаспорта, тем меньше будет поток отдыхающих на юг страны», – отметил он. И предложил присмотреться к жителям соседних мегаполисов (Краснодар, Ростов-на-Дону). Курорт может работать круглогодично, если заманить их на несколько дней к морю, чтобы провести выходные, каникулы, конференцию, свадьбу, отметить день рождения или просто побыть в тишине. Эффективность такого варианта доказывают дома отдыха и пансионаты Подмосковья, где заполняемость постоянная и доходит до 90 процентов. Однако сразу возникает вопрос о построении чёткой схемы обслуживания: продажа путёвки – доставка к месту отдыха. В последнем случае подойдёт машина или автобус. В первом – заинтересованность крупных туроператоров. Сегодня они от заграничного туризма всё чаще обращаются к внутреннему (мало освоенному и очень перспективному) рынку. Так «раскручивали» курорты Кавказских Минеральных Вод. Присутствующий на встрече мэр Минеральных Вод Константин Гамаюнов подтвердил, что «овчинка стоит выделки».

Политолог и член Общественной палаты РФ Сергей Марков знает, как совместить воспитание патриотизма и бизнес – возродить игру «Зарница». На следующей неделе в столице как раз будут это обсуждать. У Ейского района есть опыт в проведении игры: наша «Вьюга» – готовый бизнес-проект. На полигоне (если, конечно, военные не будут против) с удовольствием побегают и старшеклассники – финалисты «Зарницы», и взрослые дяденьки, желающие вспомнить пионерское детство.

Инвестиционная «конфетка»

Выступающие сходились в одном: побережье Азовского моря «недоразвито», хотя многие их друзья, они сами отдыхали здесь в детстве. Но это было давно, а сегодня «брэнды-тренды». Курорты Азовского моря нуждаются в объединённом знаке, легко узнаваемом, как курорты Черноморского побережья. Но всё более актуальной становится специализация (это подтверждает мировой опыт). В одних местах отдыхают с детьми, в других – «тусит» молодёжь.

Ещё одно направление, только набирающее обороты, – оздоровление. Ведь множество россиян готовы потратить на отдых весьма ограниченную сумму, а отдачу им хочется получить длительную. В этом смысле Ейск – идеальное и почти готовое место. Климатолечение – бесплатно, при желании – лечение в санатории. «В идеале – каждый ребёнок должен летом отдохнуть на море», – считает Сергей Марков. В любом случае внешняя упаковка и внутренняя суть курорта должны дополнять друг друга и быть качественными.

Широкое единение

Любой муниципалитет сегодня владеет официальным сайтом, как и каждая мало-мальски приличная фирма. Другое дело, что содержание такого Интернет-ресурса было бы актуальным лет двадцать назад: пара фотографий, телефонов и общая информация, не меняющаяся с момента запуска сайта. Генеральный директор ООО «Главный Сертифицирующий Центр» Валерий Козлов не упустил возможности прорекламировать свои услуги. Но и вполне резонно дал понять, что привлекать отдыхающих можно и нужно через Интернет. Ведь во многих местах (и Ейский район не исключение) неорганизованные туристы – основные гости. А разместить информацию в одном месте дешевле (для муниципалитетов), полезнее и интереснее (для потенциальных клиентов). Здесь они должны получить максимум информации: карты, экскурсии, безопасность, страхование, бронирование и т.д. Обязательная «фишка» – обратная связь. Она поможет корректировать работу.

Обратная связь нужна и представителям федеральных структур с людьми, работающими на местах. Но не в противопоставление районным властям. Генеральный директор некоммерческого партнёрства «Ейские курорты» Александр Вивчаренко сказал: «Стучимся во все двери. Главное – достучаться». Он пришёл на совещание, как предполагал, на полчаса. Но общение оказалось настолько интересным, что остался до конца. Нужна связь по вертикали и горизонтали. Глава Неклиновского района Ростовской области Александр Журавлёв рассказал, что родители отдыхающих там детей хотят, чтобы их чад возили не только в кино и аквапарк. Рядом казачьи, литературные и православные места. При желании можно заглянуть в Ейский район и наоборот. Так в несколько минут появился первый «кирпичик» Азовского кластера.