Вообще-то, он не даёт интервью. Но мы говорили полтора часа. Для политика, пожалуй, слишком дипломатичен. Его безупречные манеры и тонкий юмор наводят на мысль, что перед тобой – потомок английских лордов, хотя о своей родословной он особо не распространяется. Говорит только, что сам родом из Риги, а отец его родился в Одессе…

Редкая для Ейска фамилия Речестер, действительно, относится к распространённому типу англо-шотландских фамилий. На русский язык её можно перевести как «гостеприимный хозяин». И «производственная казна» 570-го авиаремонтного завода, которым руководит депутат, председатель финансово-бюджетной комиссии райсовета Александр Речестер, – для Ейска весьма щедра. На заводе трудятся 1300 человек. Средняя заработная плата – 19 тысяч рублей. Комментарии, как говорится, излишни. И есть весомый повод начать разговор с вопросов на производственную тему.

– Есть мнение, что Речестер – уникальный человек, так как сохраняет завод, который не должен существовать, потому что ремонтировать авиационные двигатели нельзя. Их надо выбрасывать, как это делают во всём цивилизованном мире…

– Это не так. Европейская и американская системы двигателестроения отличаются от отечественной. Её можно сравнить с ремонтом автомобилей. Ведь никто не выбрасывает автомобиль, если один из агрегатов пришёл в негодность. Неисправный механизм ремонтируют или заменяют. Так и в зарубежном двигателестроении. Некоторые иностранные государства перешли на модульные схемы производства двигателей. Сам двигатель не ремонтируется, неисправные модули заменяются на работоспособные. А потом они всё равно проходят ремонт и будут служить до тех пор, пока не выйдет назначенный для них ресурс. У нас так не получится. Это другой уровень. Легче полностью разобрать двигатель, провести диагностику и устранить дефекты.

– Кстати, как вы оцениваете уровень авиационной техники РФ?

– У нас прекрасная авиационная техника. В 90-е годы прошло отставание. Сейчас значительно изменилось отношение к отрасли и правительства, и президента. Идёт формирование новых структур авиа– и двигателестроения. В 2008 году все бывшие авиаремонтные заводы Министерства обороны вошли в ОАО «Авиаремонт», который входит в холдинг «Оборонсервис». Ещё в советские времена в стратегических целях заводы дублировали друг друга в ремонте однотипной техники. Сегодня, когда и в авиаремонт приходит свободная конкуренция, этот фактор играет положительную роль, так как не даёт нам расслабиться. В какой-то степени заводы становятся конкурентами друг другу.

– Как же быть конкурентоспособным в наше время?

– Нужно быть нацеленным на потребителя. Есть «три кита», на которых держится конкурентоспособность. Это качество товара, его стоимость и быстрота выполнения заказа. Интересно, что философски все эти «элементы» находятся в противоречии. Качественная вещь, например, всегда будет дороже «китайской». Нужно найти оптимальное соотношение, компромисс, паритет между этими «китами».

– Одно время ходили разговоры о том, что 570 АРЗ становится филиалом какого-то концерна…

– В ноябре прошлого года в прессе прозвучала информация, что четыре двигательных завода собирались объединять в двигателестроительную корпорацию (ОДК). Сейчас – «новые веяния»… В прессе постоянно муссируется этот вопрос. Но я как наёмный менеджер готов к любому повороту событий. Для дальнейшего существования завода не страшны никакие из возможных изменений. Моя надёжная опора – дружный высокопрофессиональный коллектив предприятия. В любом случае будем добиваться востребованности и работать на имидж АРЗ.

– А как, на ваш депутатский взгляд, работает на имидж местной власти 131 ФЗ, которому в этом году исполняется 10 лет? Многие говорят о том, что полномочия, переданные поселениям, оказались им «не по плечу»…

– Меня никогда не пугают полномочия. Пугает, что закон «запустили в эксплуатацию», не отработав на практике. Никого не интересовало, что город становится одним из многочисленных поселений. Что в каждом поселении – свой чиновничий и депутатский корпус и, что самое страшное, – свой бюджет, которого как раз и не хватает для осуществления полномочий… Что существуют не только муниципальные районы, но и городские административные округа. Что, создавая муниципальный район, мы сами себя обрекли на иждивенчество, двойное администрирование и зависимость от краевого бюджета. Ясно, что основная экономика сосредоточена в городском поселении, численность населения которого в два раза больше всех других вместе взятых. В прошлом году в 131 ФЗ внесены изменения, которые дают возможность решить возникшие частично проблемы, т.е. вернуться к городскому административному округу в границах района. Есть примеры других городов РФ, об этом уже писали в СМИ. Мы направили свои предложения губернатору, но не ускоряем процесс, так как для края это – революционные изменения. Опять придётся перейти к одной администрации, одному бюджету.

– А главы поселений?

– Они останутся на уровне поселений, но без бюджетов.

– Которых ни на что не хватает… А насколько сложна процедура перехода?

– Нужно будет провести референдум в каждом поселении, и за смену статуса должно быть отдано большинство голосов… Кстати, на обучающем семинаре в Краснодаре, откуда мы недавно вернулись с Петром Подставка, говорилось, в частности, о том, что в каждом районе должен быть фонд содействия поселенческим бюджетам. А как его формировать, если бюджет района дефицитный?.. В бюджете городского округа остаётся гораздо больше налогов, чем в бюджете муниципального района. Например, единый налог на вменённый доход, сельскохозяйственный и другие. А вообще 131ФЗ – хороший закон, если правильно его применять.

– Вы председатель финансово-бюджетной комиссии райсовета. Это единственная должность, за которую в Совете разгорелась нешуточная борьба…

– В райсовете есть люди, которым на руку дестабилизация обстановки. За 20 минут до начала сессии пять человек из других партий решили из комиссии по ЖКХ перейти в бюджетную комиссию…

– Была поднята шумиха вокруг того, что средств на образование выделено намного меньше, чем в прошлом году…

– Бюджета не хватает всем: в прошлом году все школы надо было подготовить по противопожарной безопасности, иначе бы их не открыли. Поэтому такая разница в средствах. Увы, собирать много, так, чтобы денег хватало, мы пока не научились. Мы даже во всех программах по софинансированию участвовать не можем, потому что из двух миллиардов районного бюджета собственных средств собираем только 900 миллионов, в отличие, например, от Геленджика, где собирается два млрд собственных средств.

– Что ещё нового почерпнули на курсах в Краснодаре?

– Курсы проводились для председателей комиссий – по структуре, формированию бюджета, депутатскому контролю. Занятия дали мне возможность практически подойти к оценке итогового отчёта главы района на открытой сессии…

– И какова ваша оценка?

– Очень высокая. Отмечу контраст по сравнению с прошлогодним отчётом. Насколько не понравилось выступление Тимофеева в прошлом году, настолько положительный эффект произвело в нынешнем. Глава района критически оценил работу администрации. Не только подводил итоги, но и ставил задачи. И он, действительно, сделал много. И те проблемы, которые не решены, они не решены не по его вине…

– В октябре прошлого года, во время предвыборной кампании в райсовет, я нашла в холле редакции агитационный выпуск печатного издания, посвящённого выборам. Там авторучкой мелким почерком придирчивый читатель напротив фото каждого кандидата «вывалил» гору компромата. Рядом с вашей фамилией он написал: «Один неплох, да и тот – среди блох»… Вас щадят даже злые языки. Как удаётся сохранять современному политику хорошую репутацию? В чём ваш секрет?

– К людям надо относиться по-человечески. Есть поговорка: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Я бы продолжил: и, если можешь, никогда не отказывай. Максимально помогай.

– А если перед тобой, например, алкоголик или наркоман?

– Имею опыт общения с людьми, склонными к употреблению спиртного (улыбается – авт.). В 1984 году меня назначили на рембазе начальником цеха, который все так и называли «пьяный цех». Стоило перешагнуть через его порог, чтобы почувствовать стойкий запах перегара. Мы ввели Дни дисциплины, стали коллективно бороться с «зелёным змием» и победили его. В этой борьбе мне очень помогла женская часть коллектива…

– А как удалось сохранить завод за годы реформ?

– Мы с водителем как-то подсчитали, что с 1998 года «убили» три машины, проехав за это время около двух миллионов километров, выбивая заказы для завода…

– У вас есть девиз или любимый афоризм?

– Это строки из моей любимой книги Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», которые придумал талантливейший английский поэт Альфред Теннисон.

– Есть ли у вас хобби?

– Это мои внуки.

– Ваша самая заветная мечта?

– Отдохнуть. С 1996 года у меня не было полного отпуска, одна, максимум, две недели. За границей в отпуске не был ни разу. Считаю, что в России много красивых мест. За рубежом часто бываю по долгу службы, в основном, на авиасалонах.