Танков, «катюш», артиллерийских орудий, воздвигнутых на пьедесталы почёта по России и странам ближнего зарубежья, немало. А памятников, символизирующих честь, доблесть и славу морского флота, намного меньше.

Ейчане гордятся бронекатером «БК-162», носящим звучное имя «Ейский патриот», установленным при въезде на территорию Ейской косы в канун 30-летия Великой Победы.

Средства на постройку катера (476 тысяч 821 рубль наличными средствами и 232 тысячи – облигациями государственного займа) жители города и района собрали сразу после освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года. Бронекатер строился на судостроительной верфи «10 лет Октября» в Астрахани. Точнее, заводчане строили четыре катера. Создавались они в речном варианте – мелкосидящие и маневренные, с двумя мощными американскими двигателями «паккард», обеспечивающими приличную скорость хода. Две танковые пушки и спаренный пулемёт представляли серьёзную угрозу для противника.

Боевой путь экипаж бронекатера, а подбирался он из числа находившихся на лечении в госпитале раненых моряков, начал 20 декабря 1944 года в составе первого гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров первой Керченско-Венской Краснознамённой бригады речных кораблей. Под командованием гвардии лейтенанта Б.Ф. Балева, уроженца Краснодара, участвовал в освобождении городов Гайнбург, Будапешта, Комарно, Братиславы, а свой боевой путь завершил в Вене.

Орудия и пулемёты «Ейского патриота» подавляли огневые точки противника, расчищали путь пехоте. Экипаж доставлял продовольствие и боеприпасы наступающим частям, переправлял через водные преграды десантные группы, перевозил раненых. За период боевых действий катер прошёл более пяти тысяч километров, многие из которых приходилось преодолевать под огнём врага.

За взятие Братиславы и Вены экипаж получил благодарности от Верховного Главнокомандующего.

В декабре 1945 года в Ейск пришла телеграмма от командира катера, в которой он сообщал о том, что наказ ейчан выполнен. За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами, члены экипажа были отмечены высокими правительственными наградами.

По окончании Великой Отечественной «Ейский патриот» ещё несколько лет нёс службу, бороздя воды Дуная.

В феврале 1946 года Борис Федорович Балев приехал в Ейск. Он встречался с жителями города и района, рассказывал о боевом пути экипажа. Это был своеобразный отчёт о выполнении наказов ейчан по уничтожению фашистской заразы.

Через какое-то время следы «Ейского патриота» затерялись на бескрайних просторах Советского Союза. Найден он был чисто случайно в городе Рязани, на базе областного военно-морского клуба ДОСААФ.

В 1973 году на имя редактора газеты «Приазовские степи» Ю. Тарада пришло письмо из Ленинграда от военного моряка С. Бережного, который сообщал, что в Рязани он увидел боевой корабль, заинтересовался им. Осматривая судно, обнаружил медную табличку, на которой прочитал, что катер «Ейский патриот» построен в годы войны на средства, собранные трудящимися города и района. Он писал, что катер должен быть доставлен в Ейск и установлен на вечную стоянку как памятник труженикам тыла и военным морякам.

Предложение военного моряка нашло отклик у руководства города и района. За катером в Рязань отправился опытный моряк П.М. Гончаров, который и доставил «Ейский патриот» в город, для чего пришлось преодолеть более чем полторы тысячи километров по рекам и Азовскому морю.

Комсомольцы и молодёжь судоремонтного завода отремонтировали судно, покрасили его внутри и снаружи, укрепили корпус и надстройки, установили такелаж. Военный совет Черноморского флота по ходатайству городских властей прислал недостающее вооружение. И в канун 30-летия Победы «Ейский патриот» занял своё почётное место на бетонном пьедестале как символ Великой Победы, символ единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.