От кулаков молодого «отморозка» серьёзно пострадал человек, которому за семьдесят. Не называя имени, скажу, что его знают и любят многие ейчане. Наш заслуженный земляк имеет государственные награды, он известный деятель культуры, удостоен почётного звания. К тому же, он – автор многих публикаций в нашей газете.

«Я тебя уделаю»

Так ли важно в этой истории имя пострадавшего? Куда важнее и тревожнее, что всё чаще жертвами молодых хулиганов становятся старики. Пожилой человек вышел подышать свежим воздухом. К подъезду дома подкатили «Жигули». Из их салона громыхала музыка. Через несколько минут водитель вышел, замкнул машину и принялся звонить по домофону. «Молодой человек, выключите, пожалуйста, музыку», – сказал пенсионер. На что парень, демонстративно закатав рукав куртки, ткнул пальцем в циферблат – было около трёх часов дня. «Но это спальный район, и попрошу вас музыку убрать», – настаивал пенсионер. «Я в этом доме живу! Его моя тётя строила!» – с вызовом ответил парень. «И моли бога, что ты старик, а то бы я тебя сейчас уделал!» – с этими словами парень стал садиться в «Жигули». От такой наглости у пенсионера перехватило дыхание. «Что, что?..» – переспросил. «А вот что!» – парень выскочил из машины, неожиданно пригнулся (пенсионеру показалось, что он хочет захлопнуть дверцу) и хорошо поставленным ударом снизу вверх ударил старика кулаком в лицо. Тот упал и на мгновенье потерял сознание. Мотор взревел, и «Жигули» уехали.

На асфальт натекла лужа крови. Пенсионер пытался подняться и не мог. Какая-то женщина усадила несчастного на лавочку у подъезда. Появился председатель ТСЖ. Кто-то вызвал участкового и «скорую». Пострадавшего доставили в травматологическое отделение больницы. Там наложили швы – при ударе было рассечено надбровье. Сделали рентген и компьютерную томографию. «Оказалось, – говорит, – у меня сотрясение мозга, раздроблены кости глазницы, смещён зрачок…» Операция в микрохирургии глаза продолжалась полтора часа. Что значат хирургическое вмешательство и общий наркоз для человека в столь преклонном возрасте, рассказывать излишне. Отдалённые последствия травмы трудно предсказуемы. Больной проходит лечение в травматологическом отделении уже три недели. Но, как говорится, пока прогноз неутешителен. Восстановить зрение в полном объёме, скорее всего, не удастся. Пока повреждённый глаз закрыт марлевой повязкой. Иногда он с надеждой приподнимает бинт, но предметы двоятся, очертания расплываются. Его шатает, голова кружится. И только сомкнутые веки приносят облегчение – боль начинает отступать. Говорит, что потеряла чувствительность часть лица. Спустя две недели ещё не полностью ушёл отёк, не рассосались гематомы. «Первые пять дней после операции, – рассказывает, – я даже пить мог только через трубочку. От нестерпимой боли не спасали и уколы».

На третий день его пребывания в больнице в палату вошла женщина с пакетом, в каких обычно носят передачи. И обратилась к нему: «Я живу в вашем доме и пришла просить у вас прощения за своего мальчика». Он с трудом приподнялся на подушке: «Сколько лет мальчику?» «Двадцать два». От боли закружилась голова. «Уходите, – попросил, – и заберите то, что принесли». Говорить больше не было сил. В повисшей тишине посетительница всё-таки оставила пакет на тумбочке. Никто из соседей по палате к нему не прикоснулся.

Вначале пудель…

Двадцатидвухлетний хулиган уже попадал на страницы «Приазовки» в 2007 году. Тогда в ответ на замечание пенсионерки, что бойцовую собаку выгуливать надо на поводке и в наморднике, парень отыгрался на её стареньком полуслепом пуделе. Из статьи: «Последовал пинок, от которого пудель отлетел в сторону. Но и этого парню показалось мало – он приподнял несчастное животное за комбинезон и изо всей силы ударил пуделя о землю…» На следующий день в ветеринарной клинике были зафиксированы тяжёлые побои, нанесённые собаке. Спасти его не удалось.

Хозяйка пуделя обратилась с заявлением в милицию. Старший участковый, пострадавшая и ваш корреспондент отправились по адресу, где жил тогда семнадцатилетний Александр. Увидев милиционера, парень растерялся. Но более находчивая мамаша тут же заявила: пудель, дескать, сам напал на их бойцовую собаку. И «чтобы защитить пуделя», Александр «оттолкнул его рукой, и пудель упал». В возбуждении уголовного дела по статье 245 Уголовного кодекса (жестокое обращение с животными) было отказано «за отсутствием состава преступления». Инспектор отдела по делам несовершеннолетних тогда пообещала провести беседу с парнем…

Хозяин жизни?

Случившееся с ним, считает пенсионер, подтверждает, что удары – в буквальном смысле – отрабатывают на беззащитных. «Кто следующий?» – его вопрос пока что остаётся риторическим. Ответ зависит от реакции правоохранительных органов, куда обратился пострадавший. Пока всё до боли напоминает прошлую историю.

Излишне говорить об уважении к старшим, особенно к старикам. Как и спорить с тем, что они у нас принципиальные, порой не упускают случай сделать замечание. И это многих раздражает. Хотя даже те, кто сегодня молод, станут стариками. И на себе почувствуют и нетерпимость, и плохо скрытое пренебрежение. Такого раньше не было. В том, что «времена переменились», вина не только молодых, а всех, кто насаждает «право молодости» жить исключительно своими интересами, отметая как досадную помеху интересы тех, кто старше. И если общество оценивают по отношению к старикам и животным, наше всё больше напоминает первобытное. В котором кто сильнее, богаче и нахальнее – тот и чувствует себя «хозяином жизни». Такие «хозяева» уж точно всё развалят и никого не пощадят.

Кубанские старожилы вспоминают: «Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку или поклониться, поприветствовать». Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только «на Вы». По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось что-то сказать, а следовало догнать старшего и, поравнявшись, обратиться к нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.