Ирина Агаева (на фото) – народный мастер России, живёт в Туле. Более четверти века она делает народных кукол. В этом году она в третий раз приехала в Ейск. На этот раз – с мастер-классом по изготовлению куклы женской судьбы. В небольшой фигурке из ярких лоскутков скрыта немалая тайна. Об этом Ирина Владимировна готова говорить бесконечно.

– Ирина Владимировна, почему вы выбрали Ейск для мастер-класса?

– Я родом из станицы Павловской, поэтому всегда рада приглашению на Кубань. Несколько лет назад на одном из фестивалей народного творчества познакомилась с руководителем ейского объединения «Турмалин» Надеждой Бахмач. По её приглашению приезжаю сюда. На этот раз привезла ейским рукодельницам в подарок куклу Параскеву – покровительницу женского рукоделия. Пусть она принесёт всем удачу.

– В коллекции «Кукла женской судьбы», которую вы привезли для мастер-класса, – семь образов. Что они означают?

– Я называю её семь возрастов женщины: от «красоты» до «бабушки-нянюшки». Первая кукла – праздничная, в яркой одежде. Такую невесты делали на свадьбу. По качеству куклы судили о навыках рукоделия будущей хозяйки. Сама «красота» олицетворяет свободную девичью жизнь. Следующие куклы будут отражать замужнюю семейную жизнь. Беременная фигурка «материнство» – мощный оберег, внутри тряпичного свивальника обязательно скрученные лоскутки-детки. Следом яркая кукла с первенцем, которую дарили на новоселье, в дорогу, крестникам. Потом с двойней – такую дарили купцам, желая богатства и удвоения всего нажитого, здоровья, удачи. Кукла «мамушка» с двумя подросшими детьми-помощниками. Затем кукла «дочки-матери» с привязанными к поясу тремя дочками. И, наконец, «бабушка-нянюшка» с внуками. Это единственная кукла, у которой уже нет груди, что символизирует увядание. Но она вновь с детьми, в которых предназначение женщины.

– Почему у тряпичных кукол не прорисованы лица?

– Это мощные обереги, поэтому не должно было быть никакого сходства в чертах лица – могли сглазить. А ещё заметьте, мы изготавливаем куклу без шитья – закрепляя детали узлами или обматывая нитками. В старину, делая обереги, обходились не только без шитья иголкой, но и без ножниц.

– Откуда ваше увлечение?

– Одно время жила в Мурманске и случайно попала на выставку «Куклы». Северные куклы отличаются от тульских: их мастерят из меха, кожи. Я пообщалась с художницей, которая представляла коллекцию. Вспомнились тряпичные детские куклы родной Кубани. Мне захотелось попробовать. Получилось сразу. Наставница сказала – это талант. Так моя жизнь разделилась на две части – до кукол и с ними.

– Почему сегодня такой интерес к народной кукле?

– Тряпичные бесшитьевые куклы признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием. Через куклу раскрывается история народа. Это не может быть неинтересно. По тому, как одета кукла, можно судить о быте народов. В элементах одежды сохранились способы ношения юбок и завязывания головного платка замужними женщинами и свободными девушками. Сегодня повсюду открываются клубы кукольников. Я была с мастер-классами в Волгограде, Кирове, Владимире, Калуге, Краснодаре.

– Есть любимые куклы собственноручного изготовления?

– Все для меня дороги. Но дома их мало – они часто «оседают» на выставках, в музеях, где я бываю. Много кукол дарю. Получается, они живут своей отдельной жизнью, приносят кому-то радость. Есть у меня любимая – Параскева, как символ удачного рукоделия. А ещё мечтаю сделать для себя Желанницу. Это кукла исполнения желаний. В старину её делали, загадывая желание, уговаривали исполнить, «ублажали» блёстками, яркими тканями. Новое желание – новая Желанница.

– А что ещё привнесли в вашу жизнь куклы?

– Как любое увлечение, они подарили друзей, новые знакомства с интересными людьми, путешествия. Через них я познаю неисчерпаемую народную культуру, собираю по крупицам жизнь. Благодаря своему увлечению куклами ощущаю себя по-настоящему счастливым человеком.

В глубокой древности остриженные волосы женщина не выбрасывала. Она собирала их в маленький мешочек и делала из него куколку. В те времена верили, что если больного человека обложить со всех сторон такими мешочками, то он непременно пойдёт на поправку.