Ночью и днем цветы покупают разные люди. Дети чаще покупают цветы с утра, чтобы поздравить с днем рождения маму или учительницу, ближе к середине дня начинают тянуться хмурые взрослые, чтобы поздравить коллег по работе или проводить их на пенсию. Ближе к вечеру появляется больше тех, кто приглашен на дни рождения, потом наступает время влюбленных и ухажеров. Ночью цветы покупают романтики и виноватые мужья.
Как пчелки

Продавцу цветов надо быть немного ботаником. Он реализует товар, который нуждается в уходе. Это не обувь, которая может месяцами лежать в коробке.

С утра цветы расставляются по вазам, но предварительно надо их отсортировать, отделить бракованные и помятые цветы (они будут стоить дешевле) от тех, которые имеют товарный вид. В течение дня надо опрыскивать цветы водой, потому что зелень, из которой на семьдесят процентов состоят растения, очень быстро вянет. Кроме того, цветы могут просто запылиться и потерять привлекательный вид.

Особого умения требует и обрезание стеблей. Если просто срезать стебель, то в него может попасть воздух, и это будет препятствовать всасыванию воды, из-за этого цветок опять-таки завянет. Поэтому опытный продавец знает, что стебель нужно при обрезании секатором держать в воде.

Самое бережное отношение необходимо свежесрезанным цветам. Прежде чем они будут радовать взор покупателей, свежие растения необходимо подержать некоторое время полностью завернутыми в мокрую газету, так они дольше сохранятся.

Зимой и летом приходится беспокоиться о своем товаре целый день.

Выгодно – невыгодно

За все про все продавец получает процент от реализации. Чаще всего это 10%. В «проходных» местах могут платить чуть меньше. Это немного, но в «проходных» местах крупных городов реализатор может получать 5%, а то и меньше. Дополнительный доход приносит составление букетов, красивая упаковка и пр. Ейск – консервативный город. Модные «фишки» больших мегаполисов типа украсить лепестки цветов специальными аппликациями, стразами и прочим стеклярусом здесь не идут. Хотя, по примеру Ростова-на-Дону, аппликация ценой 10 рублей повышает стоимость розы рублей на 30-50.

Зимой и летом пристрастия покупателей меняются. Осенью замечательно расходятся герберы и хризантемы. Летом лучше продаются классические розы. Весной интерес смещается в сторону первоцветов. Несколько лет назад основные цветы на юге России и в Ейске, в частности, были привозные – из Голландии, Эквадора. Сейчас местных растений на прилавках не меньше привозных и стоят они немного дешевле.

Курортные романы поддерживают бизнес – летом цветов продается в разы больше, чем в другие сезоны. «Приезжие мужчины ухаживают красивее, чем ейчане», – уверены продавщицы. Они чувствуют это собственным кошельком. Если в разгар сезона в городе каждый день тысяч 15-20 отдыхающих, то торговля растет в пять-шесть, а то и десять раз по сравнению с холодными зимними днями.

Продавцы уверены, что типичный покупатель – эгоист. Покупая цветы, он ориентируется на свой вкус, а не на вкусы того, кому и предназначается подарок. Так ведут себя и женщины, и мужчины. Но иногда мужчины покупают цветы, проявляя полное равнодушие. «Дайте какие-нибудь рублей на 150…», – одно из типичных обращений. Таких покупателей много, они делают оборот, но… таких продавщицы не любят.

Во времени

и пространстве

Цветами торгуют в отдельном ряду на рынках и в нескольких небольших павильонах в каждом районе города. Для большинства жителей города они в зоне пешеходной доступности. Если центральный рынок сворачивает торговлю к трем-четырем часам вечера, то многие маленькие магазинчики работают круглосуточно. На центральном рынке два пика покупателей – с утра и ближе к обеду. В магазинах и павильонах три пика – с утра покупают те, кто поздравляет коллег по работе в начале рабочего дня, после работы возвращающиеся домой мужья, и ближе к вечеру – приглашенные в гости кавалеры.

Торговля ночью – не самое выгодное занятие. Девушки в ночных ларьках чаще выполняют функции охранника, чем продавца цветов. Часто бывают ночи, когда вообще ничего не продается. В среднем, пожалуй, три-четыре-пять букетов, на выходных может быть чуть больше. За ночь на торговле зарабатывают 100, хорошо если 200 рублей. Плюс – какая-то фиксированная сумма за охрану ларька. Зато это время смешных клиентов. «Иногда подвыпивших мужчин вдруг охватывает странное настроение. Он вспоминает, что перестал лазить в окна к любимым женщинам, и в приступе подросткового романтизма приобретает букет.

Под утро появляются виноватые мужья. Они рассчитывают, что объяснение «заигрался в преферанс» или «была такая партия в бильярд, что не бросить» будет принято супругой вместе с букетом», – рассказывает Алена Маликова, проработавшая в торговле цветами, в том числе и ночью, несколько месяцев.

Главная городская легенда о ночной торговле цветами. Рассказывают, что несколько лет назад мужчина купил ночью 100 роз. Он проспорил их своей девушке. Немного подумал и купил еще одну, чтобы вручить не как проигранную, а просто от себя. Неизвестно, что случилось при вручении сотни и одной розы, но на следующий вечер он вернулся в ларек, купил двести и одну розу и подарил их самой продавщице со словами: «Вы в два раза лучше…» В конце-концов этот «математик» на продавщице и женился.

«Продавщице цветов познакомиться с мужчиной на работе очень легко. Это плюс. Но мужчина, покупающий цветы, особенно ночью, – это не свободный мужчина. Это минус, – вздыхает Алена Маликова. – Я хочу выйти замуж, поэтому собираюсь бросить цветы. Думаю, лучше торговать мужскими сорочками».

Борис ГОДЛЕВСКИЙ.