Маленькое почтовое отделение Трудового сельского поселения обслуживает сразу три посёлка: Советский, Зарю и Большевик. Как работает почтальон, вынужденный доставлять почту в один из самых отдалённых уголков Ейского района? Мы решили проверить это на себе.

Людмила Валентиновна Моргунова работает здесь 23 года. Начинала ещё в семидесятые. Окончив школу, вышла замуж и устроилась почтальоном. За это время не раз уходила с работы, но вновь возвращалась в родное почтовое отделение. Носила почту по адресам всех трёх посёлков. Последние восемь лет – в Зарю.

А живёт Людмила Валентиновна в Большевике. Утром ей нужно добраться до Советского (на автобусе или попутках) и рассортировать почту. Сегодня это занимает немного времени. Тридцать лет назад в каждый дом почтальоны носили по семь-восемь изданий. Теперь люди газет и журналов выписывают немного, выбирают придирчиво. «Чаще всего подписку оформляют женщины, – делится своими наблюдениями начальник отделения Кмбет Шауберт. – Они предпочитают издания о садоводстве, медицине, кулинарии».

После того как газеты и письма рассортированы и уложены в сумку, Людмиле Валентиновне надо добраться до Зари. До неё от Советского – четыре километра. Маленький посёлок находится далеко от основной трассы и туда редко ездят. Так что, если подвезёт кто-нибудь до развилки, от которой начинается дорога к Заре, то пешком придётся идти вдвое меньше.

Здесь всего три улицы: Центральная, Новая и Южная. На последней – всего один дом. Всего же в посёлке семьдесят четыре двора. Идти легко. Сумка у почтальона почти пуста. «Тут живут полсотни пенсионеров. Кому прессу выписывать?» – говорит Людмила Моргунова. На стене фельдшерско-акушерского пункта висит почтовый ящик, который нужно каждый день проверять. Но обычно он пуст. Из него вынимается в среднем одно письмо в месяц. «Они пишут, – успокаивающе произносит почтальон, поймав мой удивлённый взгляд. – Только письма мне в руки отдают».

Почтальона здесь выходят встречать. Знают, в какое время приезжает Людмила Валентиновна, и ждут её на улице. Очень пожилые бабушки – основное население посёлка – передают квитанции и плату за коммунальные услуги, письма, получают почту. Кланяются, благодарят и уходят вновь домой, ощупывая землю палочками. Почтальон знает их всех по имени-отчеству. Бывают дни, когда никто Людмилу Валентиновну не встречает. И тогда на улицах посёлка она одна. Довольно жуткое зрелище: дома, ветер, скрип деревьев и… никого. Так и кажется, что из-за какого-нибудь угла выскочит монстр и его надо будет срубить метким выстрелом… Но это не компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.», а абсолютная реальность.

«В этой падине несколько лет назад утонул молодой парень, – показывает местные «достопримечательности» Моргунова. – А вон тот дом на отшибе, единственный богатый в посёлке, принадлежит предпринимателю из Большевика. Он несколько магазинов держит». В этот раз почтальона встретили. Александра Щербина расплатилась за газ. А Елена Школяр коротала время в ожидании свежего номера нашей газеты с соседкой Надеждой Лавровой.

Мы обошли посёлок всего за полчаса. Когда разносят пенсию – получается дольше. Если Людмила Валентиновна успеет на автобус, регулярно заворачивающий в Зарю, то домой поедет на нём. Если нет – вновь идти пешком до трассы, ждать попутку. И так день за днём.