Серия громких ДТП, когда по вине пьяных водителей погибли люди, вызвала волну дискуссий и предложений об ужесточении наказаний. О нетрезвых водителях на ейских дорогах, о правах инспекторов и водителей, о том, как действовать в нештатных ситуациях на дороге мы беседуем с инспектором ейского отдела ГИБДД по пропаганде Валерием Савенковым.

– Валерий Викторович, насколько актуальны «пьяные ДТП» для Ейска?

– В прошлом году количество аварий с участием пьяных водителей увеличилось в 4 раза по сравнению с 2011 годом! В восемь с половиной раз увеличилось число выявленных инспекторами ГАИ и ДПС автолюбителей, севших за руль в нетрезвом виде. Количество таких нарушений растёт, поэтому государственная политика по ужесточению ответственности вполне обоснованна.

– Идут переговоры общественников и правозащитников о введении допустимой нормы содержания алкоголя в крови водителя 0,2 промилле. Как вы относитесь к такой инициативе?

– Эту поправку депутаты сейчас рассматривают во втором чтении. Окончательное слово останется за президентом. И, думаю, что это всё-таки будет абсолютный ноль. Нет пока у наших водителей такой культуры пития, чтобы уметь вовремя останавливаться.

– А как же кефир, лекарства? Случайная ошибка алкотестера может стоить прав?

– Решение о лишении прав выносит только суд. Главным доказательством остаётся документ о медицинском освидетельствовании. Инспектор может записать в протокол видимые признаки опьянения, но водитель имеет право не согласиться и пройти освидетельствование в наркологии, где по его желанию для освидетельствования используют не только алкотестер, но и возьмут биопробы крови.

– В Интернете много советов, как избежать ответственности не только при управлении в нетрезвом виде, но и при других нарушениях ПДД. Насколько они действенны?

– Часто это лишь возможность дешёвого пиара для псевдозащитников прав автомобилистов. Такие советы создают иллюзию возможности избежать наказания. А на практике являются поводом для конфликта инспектора и водителя.

– Были конкретные случаи?

– Один ейский таксист отказался предъявить документы. Пришлось привлечь его к ответственности по статье 19.3, части первой Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Решением суда подвергнут аресту на 15 суток. Ещё одно заблуждение, что инспекторы могут останавливать водителя только на стационарных постах. У нас в крае таких всего семь! Приказ 185 МВД России даёт основания инспектору останавливать водителей вне постов в десяти случаях. В том числе не только во время проведения спецопераций нашей службы, но и других отделов МВД. Например, недавно инспекторы привлекались полицейскими к операции «Квартира», когда мы помогали ловить квартирных воров. На днях закончилась профилактическая операция «Безопасная улица».

– Что грозит за отказ остановиться по требованию инспектора?

– Пока штраф 300 рублей. Но рассматриваются предложения об ужесточении ответственности за это нарушение.

– А если я считаю, что инспектор остановил меня незаконно, могу пожаловаться?

– На каждом патрульном автомобиле есть телефон «горячей линии» МВД. Можно позвонить и по местным номерам «02» или 3-57-13. Они тоже нанесены на борта наших патрульных машин. К тому же, вы всегда можете обжаловать действия инспектора в прокуратуре или суде.

– Знаю, что такие обращения были. А результат?

– Только в прошлом году в крае зарегистрированы сотни таких обращений. Некоторые из них удовлетворены, есть случаи, когда сотрудников уволили. Были случаи некорректного поведения инспектора и в ейском отделе ГАИ. По любому обращению проводится служебная проверка, по её результатам сотрудника привлекают к дисциплинарной ответственности, административный материал в отношении водителя отменяется. Но большинство жалоб водителей направлены лишь на избежание ответственности за нарушение. Поэтому они чаще всего признаются необоснованными. Советую водителям руководствоваться главным законом на дороге – правилами дорожного движения.

– Если правила дорожного движения нарушены в другом городе, могу я просить о разбирательстве в Ейске?

– Читайте внимательно протокол. Там есть графа о ходатайстве рассмотрения дела по месту регистрации. Обязательно заполните её в соответствии с вашими предпочтениями. Представьте, сколько мы составляем протоколов летом на москвичей, мурманчан, воронежцев? Что же им всем ехать сюда, чтобы оплатить штраф или вернуть права?

– Можно попросить сбросить на свою флэшку видеозапись инспекторов со своим нарушением, чтобы потом защищаться в суде?

– Нет. Следует обратиться к руководству ГИБДД с официальным запросом. Но вы имеете право при общении с сотрудником ГАИ использовать средства видео– и аудиозаписи.

– Большинство водителей настороженно относятся к инспектору на дороге. Как изменить это?

– Надо добиться, чтобы все сотрудники службы стали профессионалами. К сожалению, мы до сих пор не избавились от наследства советских времён – «палочной системы», где главным было наказание. Сегодня мы занимаемся повышением квалификации сотрудников, и в основу угла ставим не карательную функцию, а оказание помощи водителям и пешеходам, защиту гражданина от нарушителей.