«Один из величайших секретов существования – уметь наслаждаться даром жизни, который тебе дан, и щедро делиться им с другими», – говорила Агата Кристи. Несомненно, именно таким секретом владеет Елена Шелковая, золотая медалистка, выпускница 1999 года СОШ № 12 города Ейска.

Ведущая Венского бала

Могла ли мечтать Ольга Эдуардовна Шелковая, отправляясь в январе прошлого года в гости к дочери на Кипр, что она прямо с корабля попадёт на Венский бал? Такие изысканные балы уже более ста лет по образу и подобию австрийского Венского бала ежегодно проводятся во многих городах мира. Вот и в городе Никосии, столице Республики Кипр, в прошлом году Венский бал собрал многочисленную блестящую публику, людей разных возрастов, национальностей и языков. Открывал его посол Австрии на Кипре, а среди участников были политики и дипломаты, члены правительства и служащие разных ведомств, представители науки, культуры и деловых кругов из Австрии, России, Кипра и других стран.

Как же ейчанка оказалась на кипрском республиканском балу? По приглашению дочери Елены, которую по конкурсу утвердили его ведущей. Ольга Эдуардовна вспоминает, с каким волнением слушала, как под звуки вальсов и полек Иоганна Штрауса её хрупкая, грациозная в бальном платье Елена свободно и легко на трёх языках (греческом, английском и русском) вела программу. Ведь главным критерием выбора ведущей и было знание в совершенстве указанных языков.

Кандидатуру Елены Шелковой на конкурс выдвинул Кипрский университет, где она окончила аспирантуру, преподавала английский язык и теперь учится в докторантуре. Её знания английского и греческого признаны безукоризненными, а своим ответственным отношением к делам, трудолюбием, стремлением к научному познанию и благожелательным расположением к людям она создала себе имя, завоевала авторитет и искреннее признание среди иностранных коллег, для которых стала уважаемой мисс Еленой.

«Быть как стебель и быть как сталь…»

Это цветаевское определение женской сути не покидало, пока Ольга Эдуардовна показывала мне фотографии и вспоминала о детских, школьных и студенческих годах Лены. Действительно, утончённая, хрупкая и одновременно сильная, волевая и целеустремлённая девушка. По словам мамы, ангелом дочь не была. Замеченная ещё в детстве многогранность её интересов не столько радовала, сколько беспокоила родителей быстрой их сменой. Лена прошла почти через все кружки Дома пионеров. Например, записавшись в переплётный кружок и быстро освоив технику этого дела, она переходила в кружок вязания, или макраме, или выжигания по дереву. Родители не препятствовали, предоставляя право выбора самой девочке. Вот так легко, по собственному желанию и овладела Лена ещё в детстве многими «ремёслами». Дома у неё и старшего брата Ивана были свои определённые обязанности, ведь семейное хозяйство немаленькое – огород, пасека. И при этом дети хорошо учились в школе.

Вообще принципы воспитания детей в семье Шелковых заслуживают отдельного и подробного рассказа. А если сказать кратко, то при всей строгости родительских требований к детям сын и дочь всегда чувствовали поддержку, искреннюю любовь и доверие своих родителей. Ольга Эдуардовна, по профессии радиоэлектронщик, чтобы выкроить больше времени для своих детей, вынуждена была оставить работу по специальности и пойти посменно дежурить в котельную 570 АРЗ. Она была постоянным членом родительского комитета школы, знала все горести и радости учеников, всегда требовала от детей уважительного отношения к учителям. А Фёдор Фёдорович, много лет проработавший в спортивном хозяйстве завода «Аттракцион», и сегодня остаётся для сына и дочери образцом порядочности и большой ответственности за порученное дело. Эту ответственность и трудолюбие родители воспитали и у детей.

Утро вечера мудренее

Нина Александровна Зюганова, директор СОШ № 12, где училась Лена Шелковая, вспоминает, что однажды она не пришла на субботний школьный вечер. Одноклассники недоумевали, ведь именно их классу была поручена подготовка этого вечера. И Лена, как всегда, очень старалась сделать его интересным и запоминающимся. К тому же ещё сама прекрасно пела. И вдруг не пришла. А утром в понедельник, извинившись, Лена рассказала, что ей срочно сегодня нужно сдать перевод английских текстов и работа над ними потребовала больше времени, чем она предполагала.

Она отлично успевала по всем предметам. Но английским интересовалась особенно. Задавшись целью поступить в университет на факультет лингвистики и международных коммуникаций, девушка начала дополнительно интенсивно заниматься английским на курсах при Доме офицеров у глубокого профессионала, учителя английского языка Светланы Вячеславовны Деряженцевой. Леночка Шелковая запомнилась ей силой своего характера, недюжинной работоспособностью и упорным стремлением к достижению цели. Получив оценку «4», девушка не могла не пересдать этот материал на «отлично».

Её языковая подготовка была высоко оценена впоследствии в Ростовском государственном экономическом университете, куда она поступила, как и хотела, и где продолжила совершенствовать свой иностранный.

«Женская душа должна в тени светиться»

Это провозгласила когда-то поэтесса Евдокия Растопчина. Сегодня мисс Елена несёт этот свет ученикам и студентам, которых обучает английскому языку на солнечном острове Кипр. К моменту окончания РГЭУ и получения диплома с отличием в июне 2004 года Елена была уже полгода замужем за греком-киприотом, выпускником Московского университета дружбы народов, который и увёз жену в кипрский стольный град Никосию. Уже в сентябре того же года она начала заниматься в аспирантуре Кипрского государственного университета. Поступила без труда со своими блестящими знаниями английского и пройденным к тому времени курсом греческого. А спустя год стала совмещать учёбу в аспирантуре с преподаванием английского языка в этом же университете, одновременно совершенствуя греческий язык. Поблажек себе не делала и передышки не устраивала, даже когда родился любимый сын Стефан и когда по окончании аспирантуры поступила сразу в докторантуру.

В круге её научных интересов – речевое развитие детей в дву– и триязычных семьях. Одна из актуальных тем – устранение у детей дефекта речи родного языка посредством изучения иностранного языка. Многочисленными исследованиями этой проблемы в дошкольных логопедических учреждениях она доказывает, что даже такой дефект речи ребёнка, как заикание, можно исправить, если начать в раннем возрасте обучать малыша второму, неродному, языку. Эти исследования Елена не прекращала и в свои ежегодные отпуска, которые проводила в Ейске, посещала с этой целью детские сады города. Её научными разработками заинтересовались учёные-лингвисты многих стран, по их приглашению она выступала с докладами на международных симпозиумах и научных конференциях в Англии, Шотландии, Испании, Голландии. Три года назад, выдержав непростой экзамен, она была принята в Лондонский университет для прохождения стажировки в рамках работы над докторской диссертацией. Все научные командировки мисс Елены оплачивает Кипрский университет, руководство которого гордится таким докторантом.

Я говорила с Еленой по телефону. Спросила, с какого же возраста можно начинать учить ребёнка иностранному языку. Она убеждена: чем младше ребёнок, тем легче усваивает он второй язык. И пояснила, что в детском саду, где она, помимо школы и университета, практикует английский, родители приводят к ней заниматься трёхлетних детишек и результатами подготовки остаются довольны. А уж родительский контроль там очень строг. В силу высокого общего образовательного уровня в республике едва ли не каждый из киприотов свободно объясняется на английском языке.

Сына Елена воспитывает так же, как родители воспитывали её, – строго, но с любовью. В свои восемь Стефан, обучаясь во втором классе основной для него греческой школы, дополнительно занимается в русской школе при посольстве РФ и изучает английский язык, а также ходит на плавание и спортивные танцы. Как и его мама в школьные годы, мальчик не пасует перед трудностями и со всеми нагрузками справляется. А иначе и быть не может, потому что главный девиз всего кубанского рода Шелковых: «Каждый, кто хочет чего-нибудь добиться, должен много работать».